Выставка одного предмета

Дата создания: конец ХIХ – начало ХХ веков; первая половина XX века

Материал: глина, береста; глазурь

Способ производства: кустарное производство; ручная работа

Техника: обжиг

Размеры: в.-16,5 см.; диам.-14,5 см.; в.-29,4 см.; диам.дна – 16,5 см.

 

коллаж корчага глиняная.jpg

 

Корчаги изготовлены на гончарном круге.

У первого экспоната венчик прямой округлый, горловина отсутствует. Тулово широкое в верхней трети сосуда, книзу плавно сужается. Дно узкое и плоское. Внешняя поверхность тулова покрыта нашлёпками из узких полосок бересты, сложенных крест-накрест. Внутренняя поверхность шероховатая с грязно-серым налётом. Использовалась такая корчага для приготовления сусла русским населением в конце XIX – первой трети XX вв.

Второй экспонат представляет собой высокий сосуд коричневого цвета трапециевидной формы. Венчик округлый, отогнут наружу и плавно переходит в тулово, сужающееся книзу. Дно плоское прямое. По всей наружной поверхности тулова ткань и узкие нашлёпки из бересты. Береста местами высохла и оборвалась. Внутренняя поверхность плохо обработана, видны следы от гончарного круга. Имеются сколы на венчике, выломлена часть на тулове.

Корчага – это глиняный сосуд больших и средних размеров, который использовали для хранения и приготовления напитков. Обычно корчага представляла собой нестройный развалистый сосуд, в полбочонка размером, с широким горлышком и зауженной к днищу формой.

В корчаге могли нагревать воду, варить пиво, настаивать квас, брагу и другие крепкие напитки, хранить различные пищевые продукты и напитки (зерно, молоко и др.), бучить (кипятить бельё со щёлоком). Процесс варки пива (мёда) в корчаге был не совсем обычен, поэтому до наших дней дошло понятие «корчажное пиво (мёд)» - то есть пиво (мёд), приготовленное с помощью варки (высидки) в русской печи.

Само слово «корчага» является относительно древним по происхождению: первые упоминания о ней встречаются в летописях, датированных 997 годом, то есть вместе с первым упоминанием о варёном мёде. Старославянское слово «кърчага» родственно греческим «керамион» и «керамос» (сосуд, ёмкость), но, скорее всего, произошло от тюркского «курчук», то есть бурдюк или сосуд. Подобные корчаги в большом количестве находили при раскопках в Новгородской и Владимиро-Суздальской Руси в слоях XI, XII и XIII веков. Корчаги прошлого времени как две капли воды похожи на корчаги XIX века, меньшие по размерам, но сохранившие совершенно точную форму своих предков.

В XVI веке корчагу стали использовать как единицу измерения: одна корчага была равна по объему двум ведрам. В те времена ведра отличались на разных землях Руси (от 12 до 15 литров), из этого следует предположение, что одна корчага составляла 25 литров.

В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. Для большей сохранности корчаги зачастую обматывали берестяными лентами. Так стенки сосуда менее подвергались техническому воздействию.

В зависимости от назначения сосуда его облик менялся. В своем большинстве глиняные корчаги имели форму горшка или кувшина-амфоры с ручками на горловине. В корчагах-кувшинах делали желобок, через который текла жидкость. Закрывали его пробкой или деревянной щепкой.

Корчаги-медяники были предназначены для воды.

В корчагах-морянках тушили горячие угли. Сосуды изготавливали высокими, с узким горлом и широким дном.

Корчаги, предназначенные для пива – пивняки – имели широкое горло и узкое основание.

Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. Так, на сосуде XI века, найденном в Киеве, написано было «Благодатнеша плона корчага сия» (т.е. «Благодатна полная эта корчага»).

В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный, горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом. Корчага также могла иметь форму горшка или кувшина с ручкой. Можно услышать другие наименования корчаги: «молостов», «крынка», «горшок».

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении