Дата создания: конец ХIХ - начало ХХ веков
Материал: дерево
Техника: роспись
Размеры: в. - 148,0 см; ш. общ.- 124,0 см.
Перегородка составная, разделена на части. На лицевой стороне перегородки выполнена роспись: на красном фоне сине-зеленые цветы с листьями, по границе которых нанесены мазки белой краской. На одной из досок изображен военный. Края досок украшены выемками и покрыты чёрной краской по всей длине.
Со временем яркость красок поблекла, рисунок истерся. Такая перегородка использовалась, чтобы отделить кухню от основной части жилища. Была найдена в заброшенном доме в д. Заимка.
Особого внимания в интерьере уральской крестьянской избы заслуживают росписи в Северном Прикамье и на Урале во второй половине ХIХ — начала ХХ в.
Так, в Тюменском уезде в 1865 г. были зафиксированы расписные дома, которые снаружи и внутри «окрашены голубою, белою или другою какою краскою». В 1866 г. встречалась роспись «во многих домах зажиточных крестьян». В росписи были изображены лошади, петухи, солдаты, «какие-то непонятные звери и птицы». Авторами были «тюменские красильщики или маляры, считающие себя художниками». Малярный промысел, как видно, уже тогда был массовым. Маляры работали в Ирбитском, Шадринском, Тюменском, Камышловском, а также в других уездах. В Туринске в ХVIII-первой половине ХХ в. сложился живописный промысел, и его живописцы и иконописцы известны были по всей Западной Сибири.
Издавна на Урале «в старинных деревянных домах стены стоят или голые, или выкрашены масляной краской с разными фантастическими цветами, так же раскрашивается и потолок». В простенках изображались вазоны с кустами — «сады» с белыми птицами, похожими на гусей, синими и коричневыми петушками. На потолках рисовались круги из цветов и группы цветов в углах. Особенно старательно украшали печь, ее деревянные части. Расписывали припечной брус, подшесточную доску, дверь и стенку голбца.
В росписи были растительные мотивы, включавшие изображения людей, птиц и зверей (кони, львы), выполненные небольшим набором цветов красок на ярких цветовых фонах: оранжево-красных, голубо-синих, зеленых, охристо-белых. Растительные мотивы — листья, цветы, ягоды группируются в «гирлянды», «букеты», «ветки», «кусты», «сады». Заслуживает большего внимания связь росписи в интерьере и предметах быта.
Уральская роспись была признана «недостававшей ранее промежуточной формой, связывающей искусство домовых росписей европейской России и Сибири». Домовая роспись выполнялась масляными красками. Техника письма была несложной, почти не применялся трафарет, в изобразительном плане – очень живописна. Орнамент создавался сразу, в результате чего изображение получало свежесть, сочность и наивную непосредственность. В росписи преобладали цветные тона.
На потолке часто изображали венки.
Важное значение придавалось росписи кухонного угла. В символах цветка изображалась женщина-хозяйка, раскинувшая навстречу гостям руки.
Горницы были тёплые – зимние, и холодные – летние. Их называли чистой половиной дома. Здесь жили молодые, устраивались праздники. И роспись выполнялась другая – тона красок светлее: бледно-голубой, белый, светло-зеленый, золотой. Входишь в горницу – чудо просветления: на бледно-голубом фоне нарисованы мудрые совы – хранительницы жилья; цветы в углах напоминают пауков; на входной двери солнце и петух с курицей – символ супружества; на потолке – солнце-цветок внутри венка; по стенам – деревья с огромными кронами.
Красный угол в доме до полатей служил местом приема гостей. На стенах у красного угла исполнялись наиболее интересные композиции. Их яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. Стены под божницей декорировались скромнее, вероятно потому, что они не должны были отвлекать внимания от икон.
Сельское жилище нередко расписывали растительным орнаментом снаружи, украшая наличники, ставни, карнизы. Однако предпочтение отдавалось росписи интерьеров. Праздничную красоту с улиц и базаров умельцы переносили к себе в дом. Даже в семьях самых бедных жителей Урала всегда были расписная посуда и предметы быта, стены и потолки, двери и окна.
На развитие художественного промысла влияла и высокая грамотность людей. Все дети поселенцев были обязаны учиться, осваивать мастерство.
Важной предпосылкой широкого распространения росписи в XIX веке стало изменение интерьера крестьянского дома, появление остеклённых окон, гладко оструганных стен помещений, отопления по белому, разделение избы на отдельные комнаты, выделение «чистых» горниц.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»