Выставка одного предмета

Дата создания: начало XX века

Место изготовления: д. Кокуй

Материал: кожа, нить, металл

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. – 220 см., ш. – 4,3 см.

3624Ремень поясной.JPG

Ремень представляет собой длинную неширокую полоску кожи, прямоугольную в сечении. С одного конца полоска закруглена, с другого – сложена вдвое и сшита. В образованное отверстие вставлена металлическая пряжка. На закруглённом конце ремня имеется восемь круглых сквозных отверстий. Полоса ремня составная, прошита двумя рядами стежков. Имеются потёртости, трещины на коже, на металле – ржавчина.

Пояс изготовлен родственником Толстогузова В.А., перевезён более 40 лет назад из деревни Кокуй в село Уват; передан в дар музею Толстогузовой Клавдией Пудовной в 2010 году.

Самые ранние документы о мужских поясах восходят к бронзовому веку. Это в некоторой степени неоднозначный период времени, поскольку он описывает эпоху технологического прогресса городской цивилизации, такого как письменность и использование бронзы. Поскольку технический прогресс географически неравномерен, то эти инновации применялись в разных регионах в разное время. Бронзовый век следует за эпохой неолита и начался на Ближнем Востоке около 3300 г. до н.э., а затем медленно продвигался по Европе до 1200 г. до н.э.

Отмечается, что «когда археологи раскопали останки доисторического «ледяного» человека, пролежавшего в земле примерно 5300 лет, на его талии был обнаружен пояс». Пояса носили и ещё раньше, но следует заметить, что те древние аксессуары сильно отличались от современных ремней по внешнему виду, а также и по функционалу. Некоторые древние люди носили на поясах амулеты, защищавшие от дурного глаза, бесплодия, болезней. Амулеты выполнялись из раковин каури (семейство морских брюхоногих моллюсков) и чем больше было на поясе подобных штучек, тем выше в социальной иерархии стоял владелец этого пояса. Считается, что пояс с амулетами был первой человеческой одеждой.

Древние египтяне использовали пояса ради придания формы своим длинным одеяниям. Примечательно, что на территории Египта пояса носили ещё в додинастический период. В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится очень старый египетский пояс, датируемый 4000-3800 гг. до нашей эры. Этот мужской пояс состоит из множества цилиндрических бусин, и по словам сотрудников музея – в те времена пояса носили исключительно мужчины. Женщины надевали пояс в более позднем династическом Египте. К примеру, у принцессы Ситаториунет, жившей в XIX веке до нашей эры, был пояс из золота и аметистов, на золотых элементах которого были выгравированы головы леопардов.

Пояса использовали и в Древней Греции, и в Римской империи, и на Ближнем востоке (в том числе на территории современных Сирии и Саудовской Аравии). Со временем люди начали прикреплять к поясам разнообразное оружие: мечи, кинжалы и др. Военные повязки на поясе предназначались для удержания оружия на поясе. Кожаные ремни также были популярны в греческой и римской армии из-за их гибкости и прочности, обеспечивая свободу передвижения и некоторую защиту. Кроме того, к ремням прикрепляли (и могут делать это до сих пор) небольшие сумки, кошельки и некоторые инструменты. Разумеется, что некоторые ремни тех эпох служили исключительно для подпоясывания одежды.

В эпоху Средневековья женщины тоже пользовались поясами для придания формы свободным платьям. В это время уже существовали ремни с эффектными пряжками, порой весьма крупными и замысловатыми по дизайну. Были и пояса совсем другого рода, которые в XIII веке носили некоторые католические монахи: на них присутствовали три узла, символизировавших бедность, целомудрие и послушание.

В эпоху позднего Средневековья, в XV-XVI веках, пояса надевали многие люди, но они никак не были «связаны» с брюками. Ими подпоясывали длинную верхнюю одежду, крепили на них оружие и другие вещи: ключи, инструменты. Также в этот период существовали совершенно другие пояса: например, с вышивкой. Иногда вышивали даже любовные стихи.

Таким образом, пояс сыграл важную роль не только в армии, но и в моде, и в решении других важных вопросов. Например, в монгольской культуре пояса настолько почитались, что обмен ими использовался для заключения союза. Также франки считали, что человек захватил власть над своим врагом, если он захватил его пояс. В настоящее время важность ремня тоже отмечается. Например, в боксе – где чемпионы увенчаны поясом, и в других боевых видах спорта, где цвет снаряжения символизирует уровень мастерства человека.

На протяжении веков эволюция этого важного аксессуара была впечатляющей, и некоторые виды ремней могут мгновенно обозначить время и место в истории моды и определения профессий. Разнообразие возросло за последнее время: от классических до плетеных, от спортивных до плательных, от ремней из искусственной кожи до экзотических видов кожи, от резинки до шерсти. Даже прочные функциональные ремни всё ещё существуют. Ремень больше не утилитарный аксессуар, а декоративный, который играет важную роль в постоянно меняющихся модных тенденциях.

Сегодняшний ассортимент ремней огромен: есть и скромные модели, и невероятно броские, а также множество «промежуточных вариантов». Ремень явно будет прочно удерживать позиции в гардеробах мужчин и женщин ещё долгие годы. Вероятно, могут появиться новые интересные и даже безумные модели ремней, но классические ремни точно никуда не денутся. Не исключено, что среднее качество аксессуаров может постепенно снижаться, но высококачественные ремни наверняка не исчезнут из продажи.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении