Дата создания: 1984 г., 1980-е гг.
Место изготовления: пос. Туртас, с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать ч/б
Размеры: 23,8х18,1 см., 16,9х10,2 см.
В фондах музея имеются глянцевые фотографии прямоугольной формы с изображением центрального входа в здание железнодорожного вокзала на станции «Юность Комсомольская» и поезда, стоящего на втором пути станции. Сохранность предметов удовлетворительная, отмечается пожелтение. На оборотной стороне следы от клея, по углам отверстия от кнопок, на лицевой стороне остатки приклеенной бумаги.
В начале строительства посёлка, в 1969 году, расположенная в Сургутском регионе Свердловской магистрали железнодорожная станция называлась «Туртас», как близлежащий населённый пункт, но в преддверии XVII съезда ВЛКСМ она получила наименование «Юность Комсомольская». Инициатором переименования станции стал главный редактор шефствовавшего над строительством железной дороги Тюмень-Сургут журнала «Юность» Борис Полевой.
На пути к Туртасу укладывали рельсы от Ингаира. Здесь располагался участок базировавшегося в Тобольске 227-го строительно-монтажного поезда. В 1971 году на место прибыл Дмитрий Иванович Коротчаев, который искал бригаду Молозина. Он объяснил бригадиру, что у 227-го поезда от Тобольска большое плечо, поэтому необходимо создать отдельный СМП в Туртасе. Так появился 522-й, в составе которого «молозинцы» продолжали прокладывать стальной путь и возводить станцию «Туртас».
Каждый комсомолец осваивал две-три рабочие специальности. Трудились в сложных погодных условиях. Посреди глухой тайги и топких болот тюменского севера студенческие стройотряды стали чуть ли не главной движущей силой освоения уникальных сибирских месторождений нефти и газа: строили железную и автомобильную дороги, рубили просеки под магистральные нефтепроводы, прокладывая путь от Тюмени до Сургута через Уватский район. Тайга отступала под натиском молодых и сильных, откликнувшихся на комсомольский призыв – «Мы согреем эту землю!».
В марте 1974 года на 313-м километре трассы Тюмень-Сургут получила прописку станция с обновленным названием «Юность Комсомольская». Был торжественный митинг, в ходе которого монтёры пути из комсомольско-молодёжной бригады Виктора Молозина решили ещё выше поднять производительность труда, приняв знаменитого гостя Б. Полевого в почётные члены своего коллектива.
Средний возраст молодёжной бригады строительно-монтажного поезда №522 Николая Доровских составлял 21 год. Жили в палатках, жгли костры, кормили собой мошкару и переживали, что рано или поздно их таёжная романтика закончится. Но комсомольцы семидесятых шли покорять Север с верой в будущее. Удивительное время упорных, талантливых молодых людей, чьи будни воспринимаются потомками как подвиг – дань уважения каждому, кто отдал частичку себя родине.
Комсомолец, участник ударной стройки Владимир Константинович Гусейнов писал: «Наряду со строительством Байкало-Амурской магистрали Тюменская область скромно, но уверенно опоясывала себя «железным поясом», двигаясь к освоению своих несметных богатств – стратегического сырья и полезных ископаемых. В СМП-522 трудились десятки юношей и девушек – комсомольцев, посланников со всех концов страны. Был создан комитет комсомола, избирался освобожденный секретарь. В 1974 году открылась вечерняя школа, где молодые строители могли получить среднее образование. Опытные рабочие возглавили бригады путейцев, каменщиков-бетонщиков, плотников, штукатуров-маляров, сварщиков, сантехников. Одни укладывали железнодорожное полотно, другие строили жилье, социально-бытовые помещения: столовую, пекарню, общежитие, клуб, спортзал, здравпункт, детсад, магазин, гаражи и другие объекты. В суровых таёжных условиях начиналась новая география. На карте страны появилась новая станция – Туртас».
В октябре 2016 года состоялось открытие памятного знака основоположникам, строителям станции «Юность Комсомольская» Николаю Доровских, Борису Полевому и Ивану Шалышкину. Со знаменательным событием присутствующих поздравили член правления Фондов имени В.И. Муравленко и Д.И. Коротчаева Александр Чинчевич, Герой Социалистического Труда Виктор Молозин, заместитель главного инженера Свердловской железной дороги Олег Энгель, секретарь комсомольского комитета комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда №522 Владимир Гусейнов, председатель совета ветеранов транспортного строительства Западной Сибири, заместитель начальника Управления ордена Трудового Красного Знамени Анатолий Грязев.
В образах первых руководителей отражены судьбы тысяч комсомольцев, отправившихся пробивать дорогу на Север. Историю хранят музеи и книги, но осмысливают люди. Есть события, роль которых незыблема, и за неяркой обложкой из серого мрамора доски памяти скрыта многогранная, пульсирующая жизнь, светящаяся молодостью страница истории Тюменского края, история юности комсомольской.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»