Выставка одного предмета

Дата создания: 1984 г., 1980-е гг.

Место изготовления: пос. Туртас, с. Уват

Материал: фотобумага

Техника: фотопечать ч/б

Размеры: 23,8х18,1 см., 16,9х10,2 см.

коллаж Юность Комсомольская.jpg

В фондах музея имеются глянцевые фотографии прямоугольной формы с изображением центрального входа в здание железнодорожного вокзала на станции «Юность Комсомольская» и поезда, стоящего на втором пути станции. Сохранность предметов удовлетворительная, отмечается пожелтение. На оборотной стороне следы от клея, по углам отверстия от кнопок, на лицевой стороне остатки приклеенной бумаги.

В начале строительства посёлка, в 1969 году, расположенная в Сургутском регионе Свердловской магистрали железнодорожная станция называлась «Туртас», как близлежащий населённый пункт, но в преддверии XVII съезда ВЛКСМ она получила наименование «Юность Комсомольская». Инициатором переименования станции стал главный редактор шефствовавшего над строительством железной дороги Тюмень-Сургут журнала «Юность» Борис Полевой.

На пути к Туртасу укладывали рельсы от Ингаира. Здесь располагался участок базировавшегося в Тобольске 227-го строительно-монтажного поезда. В 1971 году на место прибыл Дмитрий Иванович Коротчаев, который искал бригаду Молозина. Он объяснил бригадиру, что у 227-го поезда от Тобольска большое плечо, поэтому необходимо создать отдельный СМП в Туртасе. Так появился 522-й, в составе которого «молозинцы» продолжали прокладывать стальной путь и возводить станцию «Туртас».

Каждый комсомолец осваивал две-три рабочие специальности. Трудились в сложных погодных условиях. Посреди глухой тайги и топких болот тюменского севера студенческие стройотряды стали чуть ли не главной движущей силой освоения уникальных сибирских месторождений нефти и газа: строили железную и автомобильную дороги, рубили просеки под магистральные нефтепроводы, прокладывая путь от Тюмени до Сургута через Уватский район. Тайга отступала под натиском молодых и сильных, откликнувшихся на комсомольский призыв – «Мы согреем эту землю!».

В марте 1974 года на 313-м километре трассы Тюмень-Сургут получила прописку станция с обновленным названием «Юность Комсомольская». Был торжественный митинг, в ходе которого монтёры пути из комсомольско-молодёжной бригады Виктора Молозина решили ещё выше поднять производительность труда, приняв знаменитого гостя Б. Полевого в почётные члены своего коллектива.

Средний возраст молодёжной бригады строительно-монтажного поезда №522 Николая Доровских составлял 21 год. Жили в палатках, жгли костры, кормили собой мошкару и переживали, что рано или поздно их таёжная романтика закончится. Но комсомольцы семидесятых шли покорять Север с верой в будущее. Удивительное время упорных, талантливых молодых людей, чьи будни воспринимаются потомками как подвиг – дань уважения каждому, кто отдал частичку себя родине.

Комсомолец, участник ударной стройки Владимир Константинович Гусейнов писал: «Наряду со строительством Байкало-Амурской магистрали Тюменская область скромно, но уверенно опоясывала себя «железным поясом», двигаясь к освоению своих несметных богатств – стратегического сырья и полезных ископаемых. В СМП-522 трудились десятки юношей и девушек – комсомольцев, посланников со всех концов страны. Был создан комитет комсомола, избирался освобожденный секретарь. В 1974 году открылась вечерняя школа, где молодые строители могли получить среднее образование. Опытные рабочие возглавили бригады путейцев, каменщиков-бетонщиков, плотников, штукатуров-маляров, сварщиков, сантехников. Одни укладывали железнодорожное полотно, другие строили жилье, социально-бытовые помещения: столовую, пекарню, общежитие, клуб, спортзал, здравпункт, детсад, магазин, гаражи и другие объекты. В суровых таёжных условиях начиналась новая география. На карте страны появилась новая станция – Туртас».

В октябре 2016 года состоялось открытие памятного знака основоположникам, строителям станции «Юность Комсомольская» Николаю Доровских, Борису Полевому и Ивану Шалышкину. Со знаменательным событием присутствующих поздравили член правления Фондов имени В.И. Муравленко и Д.И. Коротчаева Александр Чинчевич, Герой Социалистического Труда Виктор Молозин, заместитель главного инженера Свердловской железной дороги Олег Энгель, секретарь комсомольского комитета комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда №522 Владимир Гусейнов, председатель совета ветеранов транспортного строительства Западной Сибири, заместитель начальника Управления ордена Трудового Красного Знамени Анатолий Грязев.

В образах первых руководителей отражены судьбы тысяч комсомольцев, отправившихся пробивать дорогу на Север. Историю хранят музеи и книги, но осмысливают люди. Есть события, роль которых незыблема, и за неяркой обложкой из серого мрамора доски памяти скрыта многогранная, пульсирующая жизнь, светящаяся молодостью страница истории Тюменского края, история юности комсомольской.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении