Выставка одного предмета

Дата создания: XIX, XX век

Место изготовления: СССР

Материал: чугун, металл цветной, металл+алюминий, сплав металлов

Способ производства: промышленное

Техника: литьё

Размеры: в. – 16,0 см., диам.горловины – 12,0 см.; в. – 12,0, диам.дна – 24,0 см.; в. – 13,0 см.; в. – 10,0 см., диам.дна – 18,0 см., диам.горловины – 8,0 см.

коллаж чайники.jpg

Один из экспонатов – чугунный чайник XIX века – имеет венчик округлой формы, чётко выраженный и отогнутый наружу, плавно переходящий в плечики. Также венчик окаймлён круговыми ободками. Тулово широкое в средней части предмета, сужается книзу. Дно плоское. В средней части чайника отлит носик, верхний срез которого горизонтальный. В верхней части тулова имеются квадратные «ушки» со сквозными круглыми отверстиями, в которые была вставлена ручка. Отмечается утрата ручки предмета, ржавчина. Чайник передан в фонды музея учителем Ивановской школы, Светланой Петровной Даниленко.

Чайники XX века уже металлические. У предмета, сделанного из цветного металла, горловина округлой формы, плавно переходит в покатые плечики. Тулово широкое, дно плоское. В средней части приварен носик, верхний срез которого горизонтальный. С обеих сторон горловины на металлические заклёпки прикреплена С-образная ручка, изготовленная из узкой металлической пластины. В центре ручки имеется овальный желобок. Поверхность чайника гладкая, со следами небольших вмятин. Имеются дырочки на дне, окислы отдельными пятнами.

Экспонат из алюминия и металла имеет тулово в виде приплюснутой сферы, широкое плоское дно. От плечиков к горловине тулово сужается; шейка низкая, широкая, с бортиком – основанием для крышки. В верхнем крае стенок закреплена с обеих сторон при помощи металлических заклёпок фигурная ручка. Сливной носик слегка изогнут, имеет горизонтальный верхний срез. Предмет имеет скол на ручке, следы копоти на поверхности, вмятины на тулове.

Чайник из сплава металлов внешними признаками характеризуется также, как и его современники, только ручку имеет П-образную. На тулове имеются вмятины, трещина, скол на ручке, окислы на металле.

Подобные чайники использовались для кипячения воды и заваривания трав и чая на плите или на костре.

В истории человечества кипячение воды было важным этапом в развитии культуры и технологии. Древние цивилизации, такие как китайская и египетская, использовали керамические сосуды для этой цели. Сосуды размещались над открытым огнём или на раскаленных камнях, чтобы нагреть воду для различных целей, включая приготовление чая.

Эволюция этих предшественников чайника была неотъемлемой частью развития культуры и кулинарии. Даже в древности люди понимали необходимость кипячения воды для обеззараживания и придания ей безопасности для питья.

Керамические сосуды для кипячения воды, хотя и просты по своей конструкции, имели глубокий культурный смысл. Они стали не только предметами быта, но и символами ритуала и обряда. В этом можно увидеть начало традиции чаепития, которая продолжается и в наши дни.

История первых чайников начинается с династии Юань. Во время проведения раскопок в Китае археологам удалось найти большое количество сосудов, предназначенных специально для проведения чайных церемоний. Их ставили недалеко от могилы состоятельного человека. Считалось, что благодаря такому жесту усопший будет продолжать наслаждаться ароматными напитками в следующей жизни. Но этот период не является самым ранним – по результатам археологических исследований ученым удалось найти похожие ёмкости, которые относятся и к ещё более ранним периодам становления Китайской Империи.

Основное предназначение таких сосудов в то время заключалось в проведении ритуалов и торжественных церемоний. Сегодня при производстве сервизов используется широкий спектр материалов, начиная фарфором и заканчивая серебром, сталью, стеклом и даже пластиком. В период существования Древнего Китая потомственные мастера изготавливали сервизы из коричневой керамики, основой для которых служила красная глина.

В те времена считалось, что глина лучше отдаёт тепло, а приготовленный чай заваривался значительно эффективнее. Даже сформировалось отдельное название для производственного материала – исинская глина – посвящённое городу, где находились огромные залежи сырьевой породы. Отличительной особенностью таких чайников являлось сохранение тепла на протяжении длительного периода времени. Материал имел пористую структуру, поэтому напиток мог «дышать».

Размеры чайников в то время были миниатюрными, если сравнивать их с современными аналогами. Изделие запросто можно было уместить на ладони. Но и такое конструктивное решение характеризовалось своими преимуществами. Так, например, готовый напиток получал более насыщенный аромат. Данное правило сохранило актуальность и сегодня. Поэтому при проведении традиционной чайной церемонии можно заметить, что мастера специально пользуются маленькими чайными сервизами. Следовательно, сами чашки также должны быть маленькими, потому что чай в таком случае не сможет быстро остыть.

Маленькие чайники, которых хватало максимум на одну порцию, получили уникальное название – Воссаго (на португальском языке – «большой рот»). Историки считают, что такие чайники были специально созданы для того, чтобы пить прямо из носика, а не разливать чай по стаканчикам или кружечкам.

В XVI веке на территории Японии проведена популяризация чайных церемоний. Это сказалось на уровне спроса. На этот период приходится полноценная революция – чтобы удивить своих покупателей, производителям приходилось изобретать сосуды не только с разным объёмом, но и разных форм. Задача заключалась не только в приготовлении напитков, но и в использовании сервизов как элементов декора. Именно с тех пор чайник, который мы привыкли видеть сегодня, получил статус настоящего предмета искусства.

Европейский вклад в историю чайника оказал значительное влияние на его эволюцию и развитие. В XVII веке, с появлением чая в Европе, чайник стал неотъемлемой частью обряда чаепития. Европейцы начали создавать собственные версии этого предмета: изготавливались из металла, часто из серебра и меди, стали объектом искусства и роскоши. Мастера-чугунщики и ювелиры богато украшали чайники, используемые в высших кругах общества. С течением времени, с развитием технологий и промышленности, чайники становились более доступными и функциональными.

Виток эволюции чайников начался с совершенствования ёмкостей для заваривания – в Китае изобрели фарфор и начали изготавливать из него посуду. Материал не уступал по своим качествам исинской глине – он быстро нагревался и долго удерживал тепло. Совсем за небольшой срок после открытия фарфор распространился по миру – Саксония, Англия, Франция и Россия. В нашей стране тонкий, но прочный материал делали на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.

Тонкостенные, звенящие, с просвечивающей изнутри подглазурной росписью заварники стали предметами роскоши и никак не сочетались с котелками, чугунками и медными чайниками «лебединой» формы. Так что ёмкости для кипячения воды тоже поменяли свой внешний вид. Началось царствование прекрасных форм, изящных длинных носиков, симпатичных крышек и драгоценных металлов. Появились так называемые бульотки – сервировочные чайники со спиртовкой или свечкой для подогрева и поддержания температуры.

Конечно, в обычных домах «произведения искусства» не встречались. Воду кипятили в металлических сосудах. В нашей стране быстрыми темпами стало расти производство медной утвари, так как были открыты залежи руды в Карелии и на Урале.

Появление в XIX столетии газовых плит значительно продвинуло чайники по эволюционной лестнице. Благодаря английскому инженеру-изобретателю Генри Бессесеру практически на каждой кухне поселились стальные сосуды, покрытые эмалью. Подобные ёмкости популярны и по сей день, так как они не уступают по экологичности, долговечности и дизайну изделиям из других материалов.

В 1913 году в качестве альтернативы бессемеровской стАли начала использоваться «нержавейка», которая представляла собой сплав железа, хрома и углерода.

Параллельно с развитием и совершенствованием обычных чайников изобретатели искали способ сделать ёмкости для кипячения воды автономными, как самовары и бульотки. Так в 1885 году в Германии появился первый электрический чайник. По сути, инженеры дополнили электроплиткой традиционный массивный сосуд с длинным изогнутым носиком и дугообразной ручкой.

Технологический прорыв в развитии электрочайников произошёл в 1922 году, когда нагревательный элемент стали помещать прямо в воду, вблизи дна. Тогда же была разработана автоматика, исключавшая нагрев при отсутствии воды в чайнике. Такая полезная функция, как автоматическое отключение при закипании, впервые появилась в моделях 1930 года, но полноценно была реализована лишь в 1956 году, когда удалось встроить в чайник биметаллическую пластину, которая и поныне является ключевым элементом прибора.

С середины прошлого столетия электрические чайники стремительно развиваются, захватывая всё большую долю рынка. Инженерам пришлось решить сразу две задачи – обеспечить безопасность и удобство использования. Вначале изобретатели сконструировали подставку с боковым разъёмом для шнура. Позднее усовершенствовали её до центрального контакта, который позволяет легко установить ёмкость с водой. Ближе к концу прошлого века шнур стал полностью убираться в подставку, а крышка чайника снабжалась специальной блокировкой, предотвращающей спонтанное открывание. Появились окна контроля уровня воды, правда, с ними постоянно возникали казусы – «экраны» запотевали, подтекали и мутнели. Постепенно от неприятных явлений удалось избавиться.

Сегодняшние электрические чайники представляют собой истинное сочетание функциональности и стиля. Они доступны в различных размерах и дизайнах, от простых пластиковых моделей до элегантных стеклянных или нержавеющих сталей с LED-подсветкой. Некоторые модели обладают дополнительными функциями, такими как регулировка температуры воды или автоматическое поддержание тепла.

Вместе с технологическими улучшениями появились также чайники, изготовленные из новых материалов. Например, чугунные чайники, обладающие превосходной теплопроводностью и способностью сохранять тепло длительное время, пользуются особой популярностью среди ценителей высококачественного чая, так как помогают раскрыть его вкусовые качества.

Несмотря на инновации, многие люди до сих пор предпочитают традиционные чайники из керамики или фарфора. Они ценят их простоту и эстетическое очарование, а также уникальный вкус, который приобретает чай, завариваемый в таких чайниках.

Эволюция чайника продолжается, ведь это не просто кухонный аксессуар, а символ традиций, комфорта и общения. Изучение его истории помогает нам понять не только эволюцию кулинарных приспособлений, но и глубину культурных традиций и обычаев. Пусть ваш чайник всегда напоминает вам о важности сохранения и передачи традиций в современном мире!

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении