Выставка одного предмета

Дата создания: XX век

Материал: металл

Способ производства: промышленное производство

Техника: литьё

Размеры: в. - 8,5 см

2163 Гиря.JPG

Монолитная гиря представляет собой массивный шарообразный предмет. В верхней части шара имеется петлеобразная ручка для захвата. С одной стороны на поверхности гири имеется надпись «2 Ф», с другой – буква «З». Клеймо нечитаемое. Поверхность предмета покрыта ржавчиной.

Подобные гири использовались в торговом деле для взвешивания товара.

Гири – это меры массы, которые применяются при взвешивании для поверки весов и градуировки, иногда являются мерами силы тяжести, используемые для организации нагрузок при испытаниях механического типа и поверки динамометров.

Гири появились вместе с весами несколько тысяч лет назад благодаря развитию торговли в странах Месопотамии и Египте. В те времена гири обладали различной формой в зависимости от типа происхождения (египетского, римского, вавилонского, греческого и иного). Миру известны гири в виде голов священных животных или целых фигур.

Древняя Русь, как и многие другие страны, использовали монеты в качестве мер массы помимо их основной задачи. В конце XVIII века в России выпускались наборы с чугунными гирями, имеющими шарообразную форму: пуды, фунты и золотники различного веса и объёма. Данный набор эволюционировал в течение долгого срока своей эксплуатации, благодаря чему и сохранился вплоть до внедрения в СССР метрической системы мер, которая исчисляется килограммами, граммами и миллиграммами.

Гири подразделяются на эталонные, образцовые для проверочных работ, состоящие из четырех разрядов и рабочие, состоящие из пяти классов. Рабочие в свою очередь делятся на накладные (отдельные гири или наборы гирь) и встроенные в весы. Встроенные гири являются неотъемлемой частью весов, поэтому они подвергаются поверке и используются исключительно в данных весах.

Гири имеют различные параметры, такие как значение массы, предел допустимой погрешности вычисления массы при поверке и допустимое отклонение от номинального значения (точность подгонки).

Самым лучшим материалом для выплавки точных гирь считается платиноиридиевый сплав, из которого изготавливается эталон килограмма. Иные точные гири производятся из немагнитного хромоникелевого сплава или немагнитной нержавеющей стали. Миллиграммовые гири могут изготовляться из тантала или алюминия. Выпускаются гири с массой в диапазоне от 1 миллиграмма для ювелирной и медицинской промышленности до 5 тонн для поверки динамометров, а также автомобильных и вагонных весов.

С появлением гирь впервые возникла идея о стандартизации, которая получила своё полное развитие в других сферах лишь через тысячи лет! Необходимость в стандартизации гирь настолько была всем очевидна, что торговцы безропотно ей подчинились.

В то далёкое время в основе самой первой в истории системы весовых единиц – древневавилонской – лежал вес одного хлебного зерна – грана. Не кусочек золота, платины, серебра, а зерно, получаемое с таким трудом и являющееся главным продуктом до сих пор. Сыграло свою роль то обстоятельство, что зёрна самой природой были как бы стандартизированы и имели почти одинаковые размеры и массу.

Позже появилась система гирь, изготовленная человеком. Мера длины и веса, а также формы и материал гирь различались в зависимости от местных особенностей. Например, в Месопотамии гири изготавливались из камня или бронзы в виде груши, утки или льва. Греки применяли квадратные или прямоугольные пластины, круглые, конусообразные, трех- или многогранные куски свинца и бронзы. Римляне использовали шары, кубики, круглые шайбы или призмы из бронзы, камня или свинца.

Вокруг гирь часто разгорались страсти, т.к. «порча» гирь сулила торговцам дополнительную прибыль. И они этим занимались весьма часто. Слабые отзвуки волнений по поводу обмана покупателей доходят до нас в виде соответствующих записей в летописях, хрониках, других документах далёкого прошлого.

На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Князья Владимир и Всеволод поручали «епископам наблюдать за мерами и весами», а за обвешивание и обмеривание велели «казнить близко к смерти».

Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными». Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении