Выставка одного предмета

Дата создания: 80 - е годы ХХ века

Место изготовления: с. Уват

Материал: фотобумага

Техника: фотопечать, фотопечать ч/б

Размеры: дл. - 13,9 см; ш. - 8,8 см.

 

1091-1Субботник.JPG

 

Фотография прямоугольной формы имеет на оборотной стороне надпись, выполненную синей пастой:

«Коллектив сельпо после субботника:

  1. Захарова Людмила Вениаминовна
  2. Герасимова Валентина Николаевна
  3. Букаринова
  4. Рыбачок Валентина Григорьевна (Фельдман)
  5. Захарова Мария».

На групповом снимке запечатлен коллектив Уватского сельпо после весеннего субботника на фоне здания магазина «Универмаг». Женщины выстроились перед железным забором с инвентарем в руках – с мётлами, граблями, лопатой. Одеты работницы в телогрейки и шапки, одна из них – без головного убора.

Фотография имеет общее пожелтение, с оборотной стороны бумага серого цвета.

Субботник – добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название). Сегодня субботниками называют традиционные весенние выходы на совместную уборку территорий.

Субботники существовали еще в Российской империи, но в то время название мероприятия было связано не с добровольным выполнением какой-либо работы, а с коллективной поркой. Понятие возникло в среде гимназистов – в течение школьной недели они успевали получить неудовлетворительные отметки, прогулять уроки или провернуть какое-нибудь дерзкое нарушение правил. Так вот в субботу наступало время «расплаты»: по записям в журналах об успеваемости и поведению педагоги подводили итоги. И поскольку в школах царской России телесные наказания применяли свободно, то провинившихся секли.

Традиция проведения субботников в этом году насчитывает 105 лет. Хотя совместная работа для общего блага появилась в России намного раньше. В деревнях для какого-то важного и срочного дела собирали толоку. Все жители села выходили вместе делать некое общее дело – убирать урожай, вырубать лес, строить дом или церковь.

В 1919 году традиция совместного труда получила идеологическую окраску – старинная народная толока превратилась в коммунистические субботники. В то время в стране шла Гражданская война, экономика переживала упадок, Красная армия нуждалась в помощи. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Рабочие железнодорожного депо после очередной смены не пошли домой отдыхать, а вернулись в цех и продолжили ремонтировать паровозы. В ту ночь железнодорожники отработали сверх нормы 10 часов и починили три паровоза. Так состоялся первый массовый коммунистический субботник, объединивший 205 человек на Московско-Казанской железной дороге. Производительность труда была выше обычной на 270%. Также в мае 1919 года субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Винданской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

Искренний порыв рабочих людей помочь стране обернулся тем, что уже после второго субботника Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) принимает постановление, согласно которому коммунисты были обязаны работать по субботам не менее шести часов.

1 мая 1920 года был проведён субботник-маёвка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие В.И. Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Так продолжалось до 1990-х годов. В основном субботники проводили либо по месту работы – и тогда люди выполняли свою обычную, повседневную работу; либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.д.; либо по месту жительства по инициативе местных органов самоуправления – тогда люди трудились над облагораживанием родной местности: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок…

Следует отметить, что частота проведения субботников была непостоянной – иногда субботники проводились еженедельно, иногда – несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные ко дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Считалось, что они ознаменовывали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.  

Изначально субботники были добровольными и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и «сочувствующие», не реже двух раз в месяц. Беспартийные же продолжали «субботничать» добровольно. Работы начинались с распределения по отрядам – в каждом не более ста человек. Отряды делились на группы численностью до 25 человек. Назначались старшие, которые руководили работами и отмечали тех, кто явился и кто не пришел. Субботники продолжались не менее четырех часов, но часто длились дольше – пока все работы не будут завершены.

Субботники рассматривались как средство коммунистического воспитания народных масс, как новый формат организации рабочих, как предтеча будущего общества, к которому стремится советский человек. В комсомольских и партийных организациях участием в подобных мероприятиях измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Постепенно субботники из добровольных превратились в добровольно-принудительные мероприятия. В середине 1990-х годов и позднее субботники получили вторую жизнь, снова став добровольными, но уже без коммунистического подтекста. Организаторы вспоминали лишь про историческую преемственность, но не про идеологическую.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении