Выставка одного предмета

Дата создания: XX век

Материал: кожа, мех натуральный, металл, резина

Способ производства: промышленное производство

Размеры: 198

 

3817.3Лётный шлем.JPG

 

Имеющийся в фондах музея шлем чёрного цвета, состоит из нескольких частей. С лицевой стороны предмета кожа, внутри – мех. На коже по бокам шлема (область ушей) расположены резиновые вставки, обшитые кожей, на которые прикреплены при помощи гаек металлические крючки. На теменной части пришита мягкая накладка и металлическое кольцо. На затылочной части расположены четыре металлические клёпки и пришит кожаный треугольник, петля. С внутренней меховой стороны пришито два куска ткани: на налобную часть и на затылочную.

Шлем застегивается при помощи ремешка.

На пришитом тканевом ярлычке напечатано «ШЗ-82. Размер 198».

Сохранность предмета удовлетворительная – на коже и внутри шлема имеются потертости, сквозные отверстия на резиновых вставках. С левой стороны отсутствует ремешок, порыв кожи и меха. На тканевых вставках отмечаются порывы и потертости. Отсутствует металлический крючок с левой стороны.

Авиационный шлем (в официальной авиационной документации СССР/РФ принят термин «ЗШ» - защитный шлем) – индивидуальное средство защиты лётного состава. Является разновидностью шлемофона и представляет собой пластиковую (или металлическую) конструкцию (оболочку), оборудованную средствами связи, светофильтром, креплением для кислородной маски, а также другими техническими приспособлениями, в зависимости от модели и модификации. Шлем предназначен для защиты головы от ударов и для правильного взаимодействия с воздушным потоком при катапультировании. Защитные шлемы производства СССР выпускались только в белой или защитной зеленой окраске.

В годы Великой Отечественной войны использовались кожаные лётные шлемы зимние и летние, в основном довоенного выпуска, которые в большинстве своем не имели места для размещения наушников и микрофона. Количество выпускаемых моделей достаточно большое, однако в основном они различались конфигурацией и длиной ушей шлема, фурнитурой застёжек и цветом кожи. Начиная с военного времени и до конца 1940-х годов, в СССР, в основном, производились копии немецких кожаных шлемов. Разница была минимальна – советские шлемы имели дополнительную пару кожаных тесёмок по бокам головного убора, которые, в свою очередь, помогали удерживать лётные очки в нужном положении. Ещё одной отличительной чертой советских шлемов было использование собачьей шерсти как утеплительного материала внутри шлема, в то время как немецкие шлемы были отделаны овчиной.

С 1940 года на шлемах стали изготавливаться специальные кармашки и крепления для размещения наушников и ларингофона. Позже, в связи с массовой радиофикацией самолетов, радиогарнитура стала обязательным встроенным элементом шлемофона. В 1943 году советская промышленность наладила выпуск копии немецких шлемофонов LKpW-100 и LKpS-101, которые выпускались и в послевоенное время в кожаном исполнении.

В современные шлемы встраиваются различные навигационные приборы, датчики и экраны для вывода данных. Основной тип, применяемый в ВС РФ – авиационный шлем серии ЗШ-3, ЗШ-5, ЗШ-7.

Необходимо отметить, что до настоящего времени на маломанёвренных или дозвуковых летательных аппаратах военного назначения достаточно широко применяются кожаные шлемофоны либо гарнитура. В гражданской авиации используются преимущественно гарнитура, реже – шлемофоны, а пластиковые ЗШ вообще никогда не применяются.

Для инженерно-технического состава авиации промышленностью выпускаются мягкие защитные шлемы летние и зимние, оборудованные средствами связи или без таковых.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении