Дата создания: XX век
Материал: кожа, мех натуральный, металл, резина
Способ производства: промышленное производство
Размеры: 198
Имеющийся в фондах музея шлем чёрного цвета, состоит из нескольких частей. С лицевой стороны предмета кожа, внутри – мех. На коже по бокам шлема (область ушей) расположены резиновые вставки, обшитые кожей, на которые прикреплены при помощи гаек металлические крючки. На теменной части пришита мягкая накладка и металлическое кольцо. На затылочной части расположены четыре металлические клёпки и пришит кожаный треугольник, петля. С внутренней меховой стороны пришито два куска ткани: на налобную часть и на затылочную.
Шлем застегивается при помощи ремешка.
На пришитом тканевом ярлычке напечатано «ШЗ-82. Размер 198».
Сохранность предмета удовлетворительная – на коже и внутри шлема имеются потертости, сквозные отверстия на резиновых вставках. С левой стороны отсутствует ремешок, порыв кожи и меха. На тканевых вставках отмечаются порывы и потертости. Отсутствует металлический крючок с левой стороны.
Авиационный шлем (в официальной авиационной документации СССР/РФ принят термин «ЗШ» - защитный шлем) – индивидуальное средство защиты лётного состава. Является разновидностью шлемофона и представляет собой пластиковую (или металлическую) конструкцию (оболочку), оборудованную средствами связи, светофильтром, креплением для кислородной маски, а также другими техническими приспособлениями, в зависимости от модели и модификации. Шлем предназначен для защиты головы от ударов и для правильного взаимодействия с воздушным потоком при катапультировании. Защитные шлемы производства СССР выпускались только в белой или защитной зеленой окраске.
В годы Великой Отечественной войны использовались кожаные лётные шлемы зимние и летние, в основном довоенного выпуска, которые в большинстве своем не имели места для размещения наушников и микрофона. Количество выпускаемых моделей достаточно большое, однако в основном они различались конфигурацией и длиной ушей шлема, фурнитурой застёжек и цветом кожи. Начиная с военного времени и до конца 1940-х годов, в СССР, в основном, производились копии немецких кожаных шлемов. Разница была минимальна – советские шлемы имели дополнительную пару кожаных тесёмок по бокам головного убора, которые, в свою очередь, помогали удерживать лётные очки в нужном положении. Ещё одной отличительной чертой советских шлемов было использование собачьей шерсти как утеплительного материала внутри шлема, в то время как немецкие шлемы были отделаны овчиной.
С 1940 года на шлемах стали изготавливаться специальные кармашки и крепления для размещения наушников и ларингофона. Позже, в связи с массовой радиофикацией самолетов, радиогарнитура стала обязательным встроенным элементом шлемофона. В 1943 году советская промышленность наладила выпуск копии немецких шлемофонов LKpW-100 и LKpS-101, которые выпускались и в послевоенное время в кожаном исполнении.
В современные шлемы встраиваются различные навигационные приборы, датчики и экраны для вывода данных. Основной тип, применяемый в ВС РФ – авиационный шлем серии ЗШ-3, ЗШ-5, ЗШ-7.
Необходимо отметить, что до настоящего времени на маломанёвренных или дозвуковых летательных аппаратах военного назначения достаточно широко применяются кожаные шлемофоны либо гарнитура. В гражданской авиации используются преимущественно гарнитура, реже – шлемофоны, а пластиковые ЗШ вообще никогда не применяются.
Для инженерно-технического состава авиации промышленностью выпускаются мягкие защитные шлемы летние и зимние, оборудованные средствами связи или без таковых.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»