Автор: Низамов Алексей Андреевич
Фотография чёрно - белая. Кладбище п. Екимовка
Дата создания: август 1997 года ХХ в.
Место изготовления: с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать ч/б
Размеры: 12,8 х 18,0 см
Фотография прямоугольной формы, глянцевая. На снимке изображено кладбище п. Екимовка. У могилы в полный рост стоят два мужчины: пожилой - писатель, бывший житель посёлка М.И. Пономарёв, молодой - внук М.И. Пономарёва.
В августе 1997 года была проведена краеведческая экспедиция в бывший спецпоселок Екимовка. Поводом к ней послужил приезд в с.Уват кандидата экономических наук, писателя из Казахстана (г.Алматы) Михаила Ильича Пономарёва. Семилетним мальчишкой с родителями, бабушкой, братьями и сестрами он был сослан в эти места. «Зимним февральским утром 1930 года к нам в дом вломились активисты из Нижне-тавдинского района бывшей Омской области. На сборы – полчаса, из вещей брать ничего не разрешили. Дом, надворные постройки, скот, птица, ульи с пчёлами, одежда и пр. нажитое немалым трудом добро – всё осталось государству. Так, без суда и следствия, была изгнана с обжитой земли большая семья Пономарёва Ильи Всеволодовича (1890 г.рожд.).» - рассказывает М.И. Пономарёв в своей книге «Народ не безмолвствует».
В этот раз отправился Михаил Ильич в Екимовку по доброй воле, зову сердца, памяти и чести с внуком Олегом, членами отряда «Поиск» Уватской средней школы и корреспондентами районной газеты «Уватские известия». Нынешние спутники уже знали многое о жизни спецпереселенцев, но эта тема всегда откликается болью в сердцах людей. «В дороге – нечеловеческие условия: обыски, избиения. Полный набор издевательства и унижений» - вспоминает Михаил Ильич. Привезли семью Пономарёвых вместе с другими в глухую тайгу Уватского района на реке Носка, где и построили ссыльные себе посёлок Пнинск. На этом потери семьи не закончились. 2 августа 1937 года почти в каждой второй семье окрестных спецпосёлках были произведены аресты, в том числе арестовали главу семейства Пономарёвых. Фёдор Иванович Мартюшев в своей книге «Окаянные времена» пишет: «Посёлки осиротели... Придавленные страхом, люди молчали. Хорошо помню большую и дружную семью Пономарёвых. Был слух, что глава семьи Илья был священником в Талицком районе. Спасаясь от преследований, пытался скрыться в Нижне-Тавдинском районе. Там занялся пчеловодством. Нашли – выселили. И вот снова взяли.». Никто из арестованных назад не вернулся. И только спустя много лет Михаил Ильич узнал, что его отца расстреляли в Тобольской тюрьме 30 октября 1937 года.
«Мне чудом удалось вырваться из спецпосёлка только через десять лет и жить на «воле» под постоянным страхом уличения в побеге. Работать и учиться там, где безопаснее, дрожать и бедствовать.» - вспоминает Михаил Ильич Пономарёв.
«Общественный чудак» - так прозвали в городе Алматы Михаила Ильича Пономарёва «…за то, что всегда задавал неуместные по тем временам вопросы, носился с различными прожектами – как лучше обустроить жизнь. Всё свободное время и зарплату тратил на разъезды, поиски однополчан и агрогулаговцев, переписки… Михаил жил не только для себя. Он жил для других. В нём воплотилась душа его отца – сельского пастыря. Он шёл его дорогой и нёс его крест» (М.Ф. Мартюшев «Живые убитые»).
Хотелось герою нашего повествования провести всех в Пнинск, который находился на небольшом расстоянии от комендантского поселка, но не смог найти дорогу – густо покрылись лесом дороги-тропы, по которым ходили на отметку в дом коменданта в Екимовку. Михаил Ильич организовал своих спутников на вырубку деревьев на кладбище и почтили места захоронения спецпереселенцев.
С 1979 года Михаил Ильич Пономарёв вёл активную работу по изучению вопроса насильственной коллективизации и крестьянского геноцида. Благодаря его усилиям в ноябре 1994 года в г.Тюмени прошла встреча детей и внуков раскулаченных крестьян и сосланных в отдалённые районы страны из всех стран СНГ, а в феврале 1995 года в Алматы организовал проведение конференции по теме «Насильственная коллективизация и политические репрессии в Казахстане».
Зарастают тропы, мелеют реки, уходят люди, но, благодаря «Общественным чудакам», передаётся из поколения в поколение память о событиях народной трагедии.
Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»