Выставка одного предмета

Автор: Низамов Алексей Андреевич

Фотография чёрно - белая. Кладбище п. Екимовка

Дата создания: август 1997 года ХХ в.

Место изготовления: с. Уват

Материал: фотобумага

Техника: фотопечать ч/б

Размеры: 12,8 х 18,0 см

 

asd#312.JPG

Фотография прямоугольной формы, глянцевая. На снимке изображено кладбище п. Екимовка. У могилы в полный рост стоят два мужчины: пожилой - писатель, бывший житель посёлка М.И. Пономарёв, молодой - внук М.И. Пономарёва.

В августе 1997 года была проведена краеведческая экспедиция в бывший спецпоселок Екимовка. Поводом к ней послужил приезд в с.Уват кандидата экономических наук, писателя из Казахстана (г.Алматы) Михаила Ильича Пономарёва. Семилетним мальчишкой с родителями, бабушкой, братьями и сестрами он был сослан в эти места. «Зимним февральским утром 1930 года к нам в дом вломились активисты из Нижне-тавдинского района бывшей Омской области. На сборы – полчаса, из вещей брать ничего не разрешили. Дом, надворные постройки, скот, птица, ульи с пчёлами, одежда и пр. нажитое немалым трудом добро – всё осталось государству. Так, без суда и следствия, была изгнана с обжитой земли большая семья Пономарёва Ильи Всеволодовича (1890 г.рожд.).» - рассказывает М.И. Пономарёв в своей книге «Народ не безмолвствует». 

В этот раз отправился Михаил Ильич в Екимовку по доброй воле, зову сердца, памяти и чести с внуком Олегом, членами отряда «Поиск» Уватской средней школы и корреспондентами районной газеты «Уватские известия». Нынешние спутники уже знали многое о жизни спецпереселенцев, но эта тема всегда откликается болью в сердцах людей. «В дороге – нечеловеческие условия: обыски, избиения. Полный набор издевательства и унижений» - вспоминает Михаил Ильич. Привезли семью Пономарёвых вместе с другими в глухую тайгу Уватского района на реке Носка, где и построили  ссыльные себе посёлок Пнинск.  На этом потери семьи не закончились. 2 августа 1937 года почти в каждой второй семье окрестных спецпосёлках были произведены аресты, в том числе арестовали главу семейства Пономарёвых. Фёдор Иванович Мартюшев в своей книге «Окаянные времена» пишет: «Посёлки осиротели... Придавленные страхом, люди молчали. Хорошо помню большую и дружную семью Пономарёвых. Был слух, что глава семьи Илья был священником в Талицком районе. Спасаясь от преследований, пытался скрыться в Нижне-Тавдинском районе. Там занялся пчеловодством. Нашли – выселили. И вот снова взяли.». Никто из арестованных назад не вернулся. И только спустя много лет Михаил Ильич узнал, что его отца расстреляли в Тобольской тюрьме 30 октября 1937 года.

«Мне чудом удалось вырваться из спецпосёлка только через десять лет и жить на «воле» под постоянным страхом уличения в побеге. Работать и учиться там, где безопаснее, дрожать и бедствовать.» - вспоминает Михаил Ильич Пономарёв.

«Общественный чудак» - так прозвали в городе Алматы Михаила Ильича Пономарёва «…за то, что всегда задавал неуместные по тем временам вопросы, носился с различными прожектами – как лучше обустроить жизнь. Всё свободное время и зарплату тратил на разъезды, поиски однополчан и агрогулаговцев, переписки… Михаил жил не только для себя. Он жил для других. В нём воплотилась душа его отца – сельского пастыря. Он шёл его дорогой и нёс его крест» (М.Ф. Мартюшев «Живые убитые»).   

Хотелось герою нашего повествования провести всех в Пнинск, который находился на небольшом расстоянии от комендантского поселка, но не смог найти дорогу – густо покрылись лесом дороги-тропы, по которым ходили на отметку в дом коменданта в Екимовку. Михаил Ильич организовал своих спутников на вырубку  деревьев на кладбище и почтили места захоронения спецпереселенцев.

С 1979 года Михаил Ильич Пономарёв вёл активную работу по изучению вопроса насильственной коллективизации и крестьянского геноцида. Благодаря его усилиям в ноябре 1994 года в г.Тюмени прошла встреча детей и внуков раскулаченных крестьян и сосланных в отдалённые районы страны из всех стран СНГ, а в феврале 1995 года в Алматы организовал проведение конференции по теме «Насильственная коллективизация и политические репрессии в Казахстане».

Зарастают тропы, мелеют реки, уходят люди, но, благодаря «Общественным чудакам», передаётся из поколения в поколение память о событиях народной трагедии.

Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении