Выставка одного предмета

Дата создания: конец ХIХ начало ХХ века

Материал: металл

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 16,0 см

Ножницы приняты в дар Музею от Слинкиной Л.Р., с.Горнослинкино

Описание: Ножницы состоят из двух несимметричных ножевых полос на общей оси. На лезвии с одной стороны прикреплена овальная ёмкость, на втором - тонкая металлическая пластинка закрывает эту ёмкость. Ручки оканчиваются кольцами - прохватами для пальцев. Они представляют собой тонкие полоски из металла. На поверхности ржавчина.

 

aaaasdasdaaaaaaaaaaaa.JPG

aaaaaaasdddddddddddswq11.JPG

 

Сегодня ножницы являются вполне привычным предметом в бытовом и профессиональном обиходе. Они разных размеров и назначения, с острыми и тупыми концами, дорогие и дешёвые… Можно бесконечно говорить о разнообразии ножниц, которыми пользуется современный человек. А есть ножницы, которые ушли из обихода и с первого взгляда даже сложно понять их назначение – для чего, зачем, когда? Мы вам раскроем тайну одних ножниц, помнят о которых в основном сотрудники музеев и коллекционеры.

Названия у этих ножниц разнообразные - фитильные ножницы, свечные ножницы, фитильные щипцы, съёмы или съёмцы, мушеты, а назначение одинаковое: укорачивание фитилей свечей и для снятия с них нагара.

Первые упоминания о них можно найти ещё в Ветхом Завете. Во второй книге Торы, написанной примерно 2500 лет назад, среди принадлежностей, которыми надлежало чистить золотой храмовый семисвечник (менору), указаны свечные ножницы из чистого золота. До начала XIX века свечи изготавливались из воска или животного жира, который образовывал на конце фитиля наплыв нагара и коптил тем больше, чем длиннее был фитиль. Для более экономного расхода горючего материала и безопасности нагар приходилось удалять, чему и служили свечные ножницы.

Иногда конструкция ножниц оснащалась тремя ножками (одна на лезвии плюс две на ручках). Ножницы, которые хранятся в фондах нашего музея, имели эти три ножки, ведь именно об этом и свидетельствуют «ушки» в боковых частях колец (прохватами для пальцев), а также точечное углубление на конце лезвия. В середине XVI века к одному из лезвий присоединили специальный отсек для срезанных фитилей и нагара. В нашем экспонате специальный  отсек выполнен на правом лезвии. Дополнительным аксессуаром к таким ножницам мог быть отдельный поднос. Свечные ножницы чаще всего отливали из латуни. Но встречаются экземпляры из бронзы, стали. Очень элегантными были ножницы из серебра и мельхиора. В ХIХ веке ножницы становятся элегантным подарком для дамы.

Необходимость в таких ножницах для обслуживания свечей отпала только в начале XX века. Фитили придумали пропитывать борной кислотой, в результате чего они стали сгорать одновременно со свечами.

Эти ножницы ушли из нашего быта. А когда-то давно они были необходимым предметом в городе и деревне, в зажиточных и бедных домах, сельских приходах и столичных храмах. Возможно «бывалым участником» многих вечёрок или церковных служб приходилось стать представленному экспонату, в чьих-то сноровистых руках они заботились о чистоте и безопасности, да и всякие казусы предотвращали. Во избежание пожаров в придворных залах, театрах, храмах первой половины XIX века за состоянием свечей следили специальные слуги, оснащённые щипцами и гасильниками. На дурно организованном балу, где пренебрегали их услугами, «с люстр струился дождь растопленного воска, и смешно было видеть, как люди, которым на лицо или на плечи падала эта жгучая роса, подпрыгивали, делая страшные гримасы...» (Тютчева А.Ф. «При дворе двух императоров»). Благодаря этим небольшим ножницам мы открыли для себя еще одну страницу давно минувших лет.

Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Уважаемые посетители!

Просим Вас оценить работу нашей организации, пройдя по ссылке: https://forms.mkrf.ru/e/2579/xTPLeBU7/?ap_orgcode=139726

Ваше мнение очень важно не только для нас, но и для Министерства культуры Российской Федерации. Оно поможет получить независимую и честную оценку удовлетворенности граждан России работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества.

qr241224.png

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении