Выставка одного предмета

Надглазник для узды

Дата создания: Х-ХV

Материал: металл

Способ производства: ручная работа

Размеры: диаметр  - 11,5 см

asd1234edddddddddddd.JPG

 

Надглазник представляет собой щиток, имеющий форму круга. Поверхность с лицевой стороны слегка выпуклая. В центре отверстие неправильной формы, узор в виде цветка из шести лепестков.

В документальных и художественных источниках встречается написание «наглазник» и в основном используется синоним «шоры». Употребление «надглазник», возможно, является местным диалектом. В Толковом словаре Даля приведено значение слова «наглазники — это повязка или иного рода покрышка для глаз, от пыли, солнца, блеска, стужи, печного жару и пр.».

Надглазник (шоры) является частью упряжи в виде щитка на уздечке. Его применяют для пугливых или нервных лошадей во время работы, чтобы избежать воздействия внешних раздражителей, которые могут вызвать у них внезапный испуг и резкую нежелательную реакцию. Приспособление не позволяет лошади смотреть вбок и, следовательно, она в надглазнике (шорах) не будет реагировать на проезжающий мимо неё по дороге другой транспорт, а также зрителей на ипподроме.

Надглазники (шоры) изготавливаются обычно из кожи или дерева, крепятся к нащёчным ремням и бывают различных типов (полузакрытые, закрытые, блиндеры). Дополнительно надглазники (шоры) укрепляются шородержателями — жёсткими каркасами из кожи или проволоки, крепящимися к оголовью для защиты шор от ветра. Шевелящиеся шоры могут напугать лошадь. Шоры крепятся так, чтобы на 2/3 находиться ниже уровня взгляда лошади.

Есть и профессия шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: сёдла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек. Это ремесло было кропотливым и трудоемким, требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами. Работа шорника — очень редкое ныне ремесло. Знания передаются от мастера к ученику.

Само собой разумеется, что названия конского снаряжения не могли не попасть в устный народный фольклор и художественную литературу. В переносном смысле слово «шоры» используется как символ ограниченного видения ситуации кем-либо («зашоренный»). «Он старался, выдвинув как бы шоры своему вниманию, не видеть ничего, кроме блеска свечей у иконостаса, иконы и служащих; не слышать ничего, кроме петых и произносимых слов молитв, и не испытывать никакого другого чувства, кроме того самозабвения в сознании исполнения должного…» (Толстой Л. Н. «Отец Сергий», 1898). Сатира Станислава Ежи Леца искромётно нас предостерегает: «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят ещё узда и кнут».

Порой, возможно, всем нам пригодились бы  надглазники, но лучше всё-таки будем учиться сохранять спокойствие и ясность ума без их помощи.

Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Уважаемые посетители!

Просим Вас оценить работу нашей организации, пройдя по ссылке: https://forms.mkrf.ru/e/2579/xTPLeBU7/?ap_orgcode=139726

Ваше мнение очень важно не только для нас, но и для Министерства культуры Российской Федерации. Оно поможет получить независимую и честную оценку удовлетворенности граждан России работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества.

qr241224.png

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении