Надглазник для узды
Дата создания: Х-ХV
Материал: металл
Способ производства: ручная работа
Размеры: диаметр - 11,5 см
Надглазник представляет собой щиток, имеющий форму круга. Поверхность с лицевой стороны слегка выпуклая. В центре отверстие неправильной формы, узор в виде цветка из шести лепестков.
В документальных и художественных источниках встречается написание «наглазник» и в основном используется синоним «шоры». Употребление «надглазник», возможно, является местным диалектом. В Толковом словаре Даля приведено значение слова «наглазники — это повязка или иного рода покрышка для глаз, от пыли, солнца, блеска, стужи, печного жару и пр.».
Надглазник (шоры) является частью упряжи в виде щитка на уздечке. Его применяют для пугливых или нервных лошадей во время работы, чтобы избежать воздействия внешних раздражителей, которые могут вызвать у них внезапный испуг и резкую нежелательную реакцию. Приспособление не позволяет лошади смотреть вбок и, следовательно, она в надглазнике (шорах) не будет реагировать на проезжающий мимо неё по дороге другой транспорт, а также зрителей на ипподроме.
Надглазники (шоры) изготавливаются обычно из кожи или дерева, крепятся к нащёчным ремням и бывают различных типов (полузакрытые, закрытые, блиндеры). Дополнительно надглазники (шоры) укрепляются шородержателями — жёсткими каркасами из кожи или проволоки, крепящимися к оголовью для защиты шор от ветра. Шевелящиеся шоры могут напугать лошадь. Шоры крепятся так, чтобы на 2/3 находиться ниже уровня взгляда лошади.
Есть и профессия шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: сёдла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек. Это ремесло было кропотливым и трудоемким, требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами. Работа шорника — очень редкое ныне ремесло. Знания передаются от мастера к ученику.
Само собой разумеется, что названия конского снаряжения не могли не попасть в устный народный фольклор и художественную литературу. В переносном смысле слово «шоры» используется как символ ограниченного видения ситуации кем-либо («зашоренный»). «Он старался, выдвинув как бы шоры своему вниманию, не видеть ничего, кроме блеска свечей у иконостаса, иконы и служащих; не слышать ничего, кроме петых и произносимых слов молитв, и не испытывать никакого другого чувства, кроме того самозабвения в сознании исполнения должного…» (Толстой Л. Н. «Отец Сергий», 1898). Сатира Станислава Ежи Леца искромётно нас предостерегает: «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят ещё узда и кнут».
Порой, возможно, всем нам пригодились бы надглазники, но лучше всё-таки будем учиться сохранять спокойствие и ясность ума без их помощи.
Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»