Страницы из Корана
Дата создания: начало XX века
Материал: бумага, чернила
Размеры: 17,0 х 20,5 см
Описание: Страницы представляют собой книжные листы, вырванные из религиозной книги «Коран», служащей основой мусульманского законодательства. Текст написан на арабском языке в один столбик. Страницы пронумерованы от руки "1", "2". На первой странице слова подчёркнуты красными чернилами. На второй странице несколько слов выделены красными чернилами. Текст написан чёрными чернилами. На поверхности загрязнения, подтёки, заломы и загибы, бумага пожелтела. Страницы Корана передал в музей Уватской средней школы Шаяхметов Нагимулла Шарипович, житель с. Уват, участник Великой Отечественной войны. В 2007 году от школы данный экспонат был передан в краеведческий музей «Легенды седого Иртыша». По информации из Актов передачи следовало, что это лист из Корана. Мы решили удостовериться в принадлежности этого листа к Корану и установили следующее.
Данные страницы скорее всего извлечены из книг, имеющих отношение к мусульманской доктрине о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). Единым словом эти знания называют «фикх» (араб. فقه — понимание, знание). Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»).
Слово «фикх» имеет арабское происхождение и означает в переводе «понимать», «знать» или «понимать ситуацию», оно используется в качестве термина для определения знания тех положений исламской религии, которые касаются системы наказаний, религиозных ритуалов поклонения, мусульманского права в области наследования, а также взаимоотношений, которые можно применить при решении спорных вопросов, касающихся позиции «за» или «против».
Наука «фикх» изучает действия людей, которые обязаны выполнять все требования исламской религии, как запрещающего характера, так и повелительного, предписывая совершать определённые действия, такие, как намаз, а другие совершать запрещает и предписывает избегать – такие, как воровство.
Невозможно соблюдать религию предварительно не зная фикха. Потому что основа ислама – фикх. Досточтимый Ибн Абидин сказал: «Изучение фикха, фарз айн для каждого мусульманина».
Анализ используемого шрифта позволяет предположить, что этот документ создан до 1920 года. Алфавит на основе арабской графики использовался с X века по 1920 год. Начал применяться предками казанских татар после принятия ими ислама. Получил название «иске имлә» — старое письмо, в отличие от «яңа имлә» — новое письмо.
Особо хочется рассказать также и о дарителе этого экспоната. Шаяхметов Нагимулла Шарипович (01.01.1924 – 04.09.2006) принадлежал к роду казанских татар, которые в поисках лучшей жизни в 1921 году переселились в д.Есаул нашего района. В семье было восемь детей, учились татарской грамоте, помогали родителям по хозяйству. Когда в район пришла коллективизация – вступили в колхоз. Началась война, 11 августа 1942 года Нагимулла Шарипович был призван Уватским РВК в ряды Красной Армии. Воевал на Волховском фронте под Ленинградом в составе 1257 стрелкового полка станковым пулеметчиком. В августе 1943 года разрывной пулей был ранен в правое плечо, лечился в трех госпиталях, после - комиссован из рядов Армии, домой вернулся инвалидом. Начал работать бригадиром в колхозе в Есауле, затем в Уках, Сергеевке. Трудность для него была в том, что не умел читать и писать по-русски, только по-татарски. Но бывший солдат преодолел эту и другие трудности, вставшие у него на пути. В 50-е годы поднимал целину: корчевали вырубку, осушали болотину. С целинных земель получали небывалые урожаи. Затем семья переехала на север Тюменской области, в село Октябрьское. Там Нагимулла Шарипович работал в рыбартели. В 1972 году он вернулся в Уватский район. Когда стал оформляться на пенсию, не хватило трудового стажа, работал в совхозе «Уватский» скотником, пастухом. Нагимулла Шарипович награжден орденом «Отечественная война» II степени, медалями «За освоение целинных земель», юбилейными наградами, «Ветеран труда».
Дочери Нагимуллы Шариповича - Закия Нагимулловна Курманова и Фаина Нагимулловна Букаринова – ответа на вопрос, где их отец мог взять эту страницу из мусульманского права, не знают, предполагают, что от родителей осталась. Может в детстве его учили по эти страницам как жить, служить и защищать Родину. А может мать Нагимуллы Шариповича по этим страницам обращалась с мольбой к Аллаху за сына в годину лихолетья… А может и сам Нагимулла Шарипович берёг этот лист, считая, что он из Священной книги мусульман, ведь как известно – в окопах не бывает атеистов.
Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»