Кофта женская, льняная
Дата создания: Конец ХIХ - начало ХХ веков
Место изготовления: Тюменская обл., Уватский район, д. Лебаут
Материал: лен, нить, пуговица
Способ производства: ручная работа
Техника: шитье, ткачество
Размеры: ширина плеч - 33,0 см; длина кофты - 61,0 см; ширина подола - 142,0 см; длина рукава - 56,0 см
Описание: Кофта широкая, трапециевидной формы, на отрезной кокетке. Состоит из двух полочек и спинки. Спинка составная, посередине - шов. Воротник глухой, отложной. Полочки застёгиваются на три пуговицы. Рукав длинный, заужен книзу, на широкой манжете.
Сохранность: Пятна ржавчины, порывы нитей на рукаве.
Автор данного предмета – вдова участника Великой Отечественной войны Пузина Ольга Фёдоровна, которая в прошлом веке жила и трудилась на земле Уватской в деревне Лебаут.
В 2010 году кофту Музею пожертвовала Колмакова Валентина Дмитриевна, жительница села Уват.
Валентина Дмитриевна Колмакова рассказала о том, что кофта принадлежала Пузиной Ольге Фёдоровне, которая являлась родной сестрой её деда Мирюгина Филиппа Фёдоровича, участника двух Мировых войн и погибшего в боях под Сталинградом. Всю свою жизнь Ольга Фёдоровна прожила в д.Лебаут и запомнилась женщиной очень строгих правил и большого мастерства. «Помню – вспоминает Валентина Дмитриевна – Ольга Фёдоровна всегда была за работой – в колхозе, по дому, да и за нами присматривала. Строгая, требовательная и переживательная за родных и близких. Всегда женщины в деревне собирались вечерами вместе и всё что-то хлопотали и работали – пряли, ткали, вязали, шили. Вспоминаю часто о своих бабушках-тётушках и маме… где они столько силы тела и духа брали…? Даже страшно становится, когда вспоминаю о их жизненных испытаниях… жалко их очень… вот если бы им пожить сейчас в наше время в благоустроенном жилье и пользоваться всеми бытовыми достижениями. Когда Ольга Фёдоровна умерла, то я и не знала как поступить с некоторыми вещами – сами носить не будем, выкинуть жалко – изготовлены они были ею лично из самотканого льняного полотна. Хорошо, что у нас есть Музей и предложила его руководителю Телегиной Людмиле Александровне то, что изготовлено собственноручно Ольгой Фёдоровной. Ещё льняные подзор и полотенце принесла. Пусть память о наших сильных и терпеливых труженицах бабушках и мамах живёт во все времена, а сделанное ими еще веками может сохраниться в добрых руках и разумном пользовании.» Так и про кофту эту можно сказать, что по своему материалу и фасону будет служить во все времена да и большое уважение вызывает она своим качеством пошива.
Одежда из льна пользовалась популярностью с давних времен. Всем нам известно о том, что льняную одежду носили люди богатые, бедные и даже цари. Льняные вещи служили долго, их носили по многу лет, передавали по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям. Материал обладает уникальными свойствами, которые делают его подходящим для разных целей. И что очень важно – создаёт естественную терморегуляцию: в жару, как известно, лен "отводит жару", холодит, а в холод - согревает, мягко прильнув к телу (по одной из версий, глагол "прильнуть" произошел от слова "лён"). Вода испаряется с льняной ткани почти с той же скоростью, что с поверхности водоёма, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Это происходит благодаря полой структуре льняного волокна, которая создаёт воздушную прослойку, сохраняющую тепло или обеспечивающую вентиляцию. Льняные ткани в два раза прочнее хлопковых, в три - шерстяных. Они легкие, прочные, удобные.
Фасон с отрезной кокеткой тоже придаёт одновременно универсальность и делает верные акценты: во-первых, создает нужную форму модели, а во-вторых, украшает любое изделие. Она добавляет стиля и очарования, а также придаёт вещи практичность.
Имеется тканевая пришивная петля-вешалка на внутренней стороне изделия в районе спинки.
Когда речь заходит о деревенской жизни, которая никогда лёгкой не была, надо понимать, что крестьянская одежда делится на два вида: одна - для работы по хозяйству, другая - на выход. Тот, кто знаком с крестьянским трудом, понимает, что это вполне логично: уход за скотом и работа на земле - дело грязное. Представленная кофта, скорее всего, служила одеждой на выход:
- Светлая (для работы использовали тёмную одежду из тёмного полотна. Для праздничной одежды полотно отбеливали);
- Длинный рукав на плотной манжете (работали «засучив рукава», а манжета, которой заканчивается рукав, не позволяет легко регулировать длину рукава);
- Две полочки (для работы использовали чаще кофты простого кроя с одной полочкой либо с запахом под пояс, фартук);
- петля-вешалка (предполагает, что одежду требовалось хранить в подвешенном состоянии для сохранения формы или отдельно от других вещей).
Восхищает качество пошива, в том числе ручная обработка срезов (края) ткани, создавая аккуратные, долговечные швы.
Судя по диаметру манжеты и ширины плеч изделия, хозяйка кофты была женщиной хрупкой и невысокой, а по воспоминаниям внучатой племянницы Колмаковой В.Д. – сильной духом и большой мастерицей, которая оставила своими делами о себе память.
Умели наши предки строить и мастерить на все времена. Хочется, чтобы мы сумели сохранить ими созданные ценности и победы.
Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»