Бочонок
Дата создания: Первая половина XX века
Материал: дерево, металл
Способ производства: ручная работа
Автор: Слинкин Николай Игнатьевич
Размеры: высота - 34,0 см; диаметр - 26,0 см
Описание: Бочонок имеет форму усечённого конуса. Стенки составлены из дощечек разной ширины подпрямоугольной формы. Стенки бочонка вверху и внизу стянуты металлическими обручами. В желобок на внутренней поверхности стенок плотно вставлена крышка в виде деревянного круга с дугообразной ручкой, согнутой из плоской деревянной пластинки. В крышке имеется сквозное круглое отверстие, в которое вставлена пробка, представляющая массивный кусок дерева в виде конуса.
Сохранность: Ржавчина на металлических обручах, потёртости на древесине.
Уватский район издавна славился не только богатством своих лесов и рек, но и мастеровитостью жителей. Среди многочисленных промыслов и ремесел, обеспечивавших жизнедеятельность и быт местного населения, особое место занимало бондарное дело – искусство изготовления деревянной посуды и утвари из клепок, стянутых обручами. Изучение этого ремесла позволяет глубже понять материальную культуру, хозяйственный уклад и адаптацию человека к суровым условиям таежного края.
В нашей музейной коллекции хранится свидетель ушедшей эпохи – деревянный бочонок, изготовленный в начале XX века для хранения и транспортировки напитков. Это не просто сосуд – это целая история, запечатленная клепках, стянутых тугими обручами. Давайте заглянем в его прошлое.
Бочонок в октябре 2007 года передан Музею в дар Слинкиной Лесей Романовной, которая в то время работала учителем Горнослинкинской средней школы. Леся Романовна в 1999 году вела краеведческий курс в школе и предложила своим ученикам принести предметы, которые могут поведать о занятиях и быте наших предков. Учащийся школы Слинкин Николай принёс этот бочонок. По рассказам Николая – этот бочонок изготовил его дед Николай Игнатьевич и использовался он в быту для хранения напитков, в том числе и для их брожения (со слов Слинкиной Л.Р. от 15.07.2025).
Рассматривая бочонок, отмечаем то, что дощечки (клепки) выструганы и подогнаны с филигранной точностью – от этого зависела герметичность.
Обручи металлические, хотя в самых простых или ранних вариантах могли быть и деревянные (луб). Обручи плотно стягивают клепки, не давая бочке развалиться. Их форма и способ соединения (заклепки) тоже характерны для времени.
Объем бочонка составляет ориентировочно 15 литров. Такие бочонки могли использоваться в торговых лавках и на домашнем столе, а также для перевозки образцов напитков. Более крупные (20-50 литров) – на мелких пивоварнях, винодельческих хозяйствах или для доставки напитков в заведения. Размер многое говорит о его назначении. Такой бочонок мог хранить квас, ключевую воду, брагу, вино…
В начале XX века стеклянная тара была дороже и хрупче, а о пластике и речи не шло. Деревянная бочка оставалась королевой хранения и транспорта для многих жидких продуктов, особенно напитков.
Создание такого бочонка – высокое искусство бондарного ремесла, требовавшее многолетнего опыта и специальных инструментов (скобель, струг, уторник, натяг для обручей и др.). Бондари были уважаемыми мастерами. В середине XX века ремесло еще процветало.
Мастера-бондари отдавали предпочтение сосне (для крупной тары под рыбу, икру, соления, деготь), ели (для более легкой посуды, кадушек под ягоды), кедру (для особо ценной тары под масло, мед, орехи – кедровая древесина придавала содержимому неповторимый аромат и обладала консервирующими свойствами) и осине (для изготовления ложек, ковшей, небольших емкостей под воду и молоко – осина не растрескивается и не придает горечи).
Бондарное ремесло требовало глубоких знаний свойств древесины, владения специфическими инструментами и большого опыта. В ходе исследований и работы с музейными фондами удалось реконструировать основные этапы и инструменты:
- Заготовка клепок: Бревна раскалывали топором-крюком или специальным колуном вдоль волокон на плахи, которые затем обтесывали скобелем и строгали стругом до нужной толщины и профиля (слегка вогнутые внутрь). Это был ответственный этап, определявший качество будущего изделия.
- Сборка остова: Клепки собирали воедино на временном шаблоне (оправке) – деревянном или металлическом кольце. Требовалась точная подгонка кромок для обеспечения герметичности.
- Стяжка обручами: Главный технологический элемент. Использовались деревянные обручи (из черемухи, ивы, кедрового корня – "вица"), позже – железные (кованые, а затем и прокатные). Обручи набивали (сажали) с помощью специального молотка («бабы») и набойника. Их могло быть несколько: пуковый (на горловине), шейный и уторный (внизу). Обручи стягивали клепки и обеспечивали прочность конструкции.
- Донья: выпиливались из толстых досок, чаще еловых, с пазом (утором) по краю для вставки в специальный желобок на клепках. Дно вставлялось на этапе сборки и фиксировалось обручами.
- Финишная обработка: Готовое изделие могло обжигаться внутри паяльной лампой или раскаленными камнями (для придания прочности, дезинфекции и специфического аромата, особенно для тары под мед или рыбу), шлифоваться, иногда пропитываться льняным маслом или вощилось.
Бондари Уватского района изготавливали широкий спектр предметов:
- Крупная тара: бочки (рыбные, дегтярные, для засола), кадки (для квашения капусты, засолки грибов, хранения зерна), чаны.
- Средняя и мелкая посуда: кадушки (под ягоды, сметану, творог), ушаты (для воды), ведра, лоханки, подойники.
- Транспортная тара: бочонки (под икру, масло, орехи).
- Кухонная утварь: жбаны, кружки, солонки.
- Специфические изделия: долбленые лодки-осиновки (технологически близкие к бондарным), дегтярные кубы.
Технологии и инструменты бондарей – кладезь народной мудрости и инженерной мысли, адаптированной к местным условиям. Бондарное дело было не просто ремеслом, а важной частью местной экономики. Часто мастерство передавалось из поколения в поколение. В работе могли участвовать все члены семьи (подготовка лыка для виц, заготовка древесины). Пик работ приходился на зимнее время, когда заготавливали лес и имелось больше свободного времени от сельхозработ и промыслов. Бондарные изделия были востребованным товаром, а бондарь - уважаемым и незаменимым человеком в любой деревне.
Как и многие традиционные ремесла, бондарное дело в Уватском районе пережило упадок в 80-90-ые годы XX века. В 2000 году Уватский лесхоз возродил производство бондарных изделий, но, к сожалению, на непродолжительное время.
В последние годы наблюдается рост интереса к традиционным ремеслам и экологичным материалам. Навыки бондарного дела, сохраненные в памяти старожилов и музейных архивах (фотографии и сами изделия), имеют потенциал для возрождения.
Бондарные изделия – важнейшие артефакты материальной культуры сибирского крестьянства и промысловиков, представленные в экспозициях музея «Легенды седого Иртыша». Также бондарное ремесло Уватского района – это яркая страница в истории освоения сибирского таежного края. Оно демонстрирует неразрывную связь человека с лесом, умение рационально использовать его дары и создавать функциональные, долговечные и эстетически значимые предметы. Изучение и сохранение этого наследия, а также рассказы о нём, очень важны. Каждая сохранившаяся бочка или кадушка из фондов Музея – это не просто предмет быта, а материальное свидетельство мастерства, трудолюбия и самобытности наших предков, живших в гармонии с суровой и щедрой природой Прииртышья.
Приходите в музей, чтобы вблизи увидеть этот местный артефакт и ощутить связь с прошлым. Также мы предлагаем поделиться своими историями – если вам известны истории о мастерах-бондарях в нашем крае, то напишите нам их и ваши сведения помогут дополнить экспозиции Музея.
Е.Н. Соболева, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»