Издревле бубенчики-звонцы составляли праздничное убранство конской сбруи. В древнерусской повести XI— XII веков «Девгениево деяние» читаем: «Конь бел, яко голубь, а в гриве его учинены многие звонцы - от прегудания и ум человеческий не может смыслить». Считая, что звон отгоняет нечистую силу и услаждает слух, наши предки подвешивали бубенцы на ремнях узды у висков лошади, реже - на хомуте или внутри кистей, украшавших упряжь.
С расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в звуковых сигналах, чтобы пешеходы и экипажи немедленно освобождали дорогу. Курьерская тройка мчалась с большой скоростью, да и на почтовой станции надо было подготовить смену уставшим лошадям, ведь курьеру медлить нельзя.
Место изготовления: Нижнегородская губерния
Время изготовления: Конец ХIХ – начало ХХ в.
Материал: металл
Техника: фабричное изготовление, литьё
При въезде в населённый пункт языки колокольчиков надо было подвязывать к дуге, чтобы не производить звоном излишнего шума. Но езда со звоном частных троек все равно вносила сумятицу в работу почтовой службы. И российское правительство в XIX веке запретило употребление дужных колокольчиков частным экипажами. В замену колокольчиков на шеи всех трех лошадей стали одевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Часто их называли арканами.
Упряжные бубенцы изготовлялись в основном из бронзы и латуни литьем или штамповкой. Они имели разные размеры и по тонам подбирались в созвучие. К сожалению, времена катания на тройках со звоном прошли, теперь езду на них можно увидеть лишь на народных праздниках и свадебных гуляниях. Но когда держишь в руках настоящий бубенец, закроешь глаза и видишь заснеженные просторы и мчащуюся тройку с заливистыми бубенцами.
Как звонко на скаку бубенчики звенят,
По свежему снежку в даль белую манят.
Люблю трезвону в такт поводьями крутить,
Как здорово вот так на саночках катить!
Российской тройке и ямщикам посвящено множество песен и инструментальных сочинений, что в оркестр народных инструментов ввели особый ударный музыкальный инструмент - бубенец. Он имитирует звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Еще в древних обрядах бубенцы и трещотки выполняли роль музыкально - ритмического сопровождения.
Учёные считают, что бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен. При раскопках Помпеи, погибшей от извержения Везувия в 79 году, археологами было обнаружено множество детских погремушек, которые представляли собой диск на рукоятке с прикрепленными к нему бубенчиками. Такие погремушки еще в Греции и Древнем Риме дарили новорожденным, они являлись оберегом для ребенка, своим звоном отгоняя злых духов.
А в XVI-XIX веках погремушки с бубенцами становятся настоящими драгоценностями.
Бубенчики и колокольчики находят и в древних захоронениях детей и женщин у мордвы, других финно-угорских народов, славян.
В древности знали, что звон не только душу восторгом наполняет, но и тело врачует. Ученые Института литосферы подтвердили: энергия ультразвуковой волны колокола действительно оказывает очистительное воздействие на воздух и живые организмы, убивая болезнетворные бактерии и вирусы. Каждый звук обладает вибрацией и в зависимости от ее частоты по-разному воздействует на окружающий мир. Благотворное воздействие звона основано на том известном факте, что человеческий организм, как чуткий музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. К сожалению, все реже мы слышим пение птиц, журчание ручья и мелодичный звон бубенцов.
Есть бубенец-позвонец в музее «Легенды седого Иртыша». Найден в огороде с.Уват. Передан в музей жительницей нашего села Белкиной Елизаветой Петровной.
Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Белкина Н.В.