Выставка одного предмета

1125Издревле бубенчики-звонцы составляли праздничное убранство конской сбруи. В древнерусской повести XI— XII веков «Девгениево деяние» читаем: «Конь бел, яко голубь, а в гриве его учинены многие звонцы - от прегудания и ум человеческий не может смыслить». Считая, что звон отгоняет нечистую силу и услаждает слух, наши предки подвешивали бубенцы на ремнях узды у висков лошади, реже - на хомуте или внутри кистей, украшавших упряжь.

 

 

С расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в звуковых сигналах, чтобы пешеходы и экипажи немедленно освобождали дорогу. Курьерская тройка мчалась с большой скоростью, да и на почтовой станции надо было подготовить смену уставшим лошадям, ведь курьеру медлить нельзя.

 

 

Место изготовления: Нижнегородская губерния

Время изготовления: Конец ХIХ – начало ХХ в.

Материал: металл

Техника: фабричное изготовление, литьё

При въезде в населённый пункт языки колокольчиков надо было подвязывать к дуге, чтобы не производить звоном излишнего шума. Но езда со звоном частных троек все равно вносила сумятицу в работу почтовой службы. И российское правительство в XIX веке запретило употребление дужных колокольчиков частным экипажами. В замену колокольчиков на шеи всех трех лошадей стали одевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Часто их называли арканами.

 

Упряжные бубенцы изготовлялись в основном из бронзы и латуни литьем или штамповкой. Они имели разные размеры и по тонам подбирались в созвучие. К сожалению, времена катания на тройках со звоном прошли, теперь езду на них можно увидеть лишь на народных праздниках и свадебных гуляниях. Но когда держишь в руках настоящий бубенец, закроешь глаза и видишь заснеженные просторы и мчащуюся тройку с заливистыми бубенцами.

 

Как звонко на скаку бубенчики звенят,
По свежему снежку в даль белую манят.
Люблю трезвону в такт поводьями крутить,
Как здорово вот так на саночках катить!

 

Российской тройке и ямщикам посвящено множество песен и инструментальных сочинений, что в оркестр народных инструментов ввели особый ударный музыкальный инструмент - бубенец. Он имитирует звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Еще в древних обрядах бубенцы и трещотки выполняли роль музыкально - ритмического сопровождения.

 

Учёные считают, что бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен. При раскопках Помпеи, погибшей от извержения Везувия в 79 году, археологами было обнаружено множество детских погремушек, которые представляли собой диск на рукоятке с прикрепленными к нему бубенчиками. Такие погремушки еще в Греции и Древнем Риме дарили новорожденным, они являлись оберегом для ребенка, своим звоном отгоняя злых духов.

А в XVI-XIX веках погремушки с бубенцами становятся настоящими драгоценностями.

Бубенчики и колокольчики находят и в древних захоронениях детей и женщин у мордвы, других финно-угорских народов, славян.

 

В древности знали, что звон не только душу восторгом наполняет, но и тело врачует. Ученые Института литосферы подтвердили: энергия ультразвуковой волны колокола действительно оказывает очистительное воздействие на воздух и живые организмы, убивая болезнетворные бактерии и вирусы. Каждый звук обладает вибрацией и в зависимости от ее частоты по-разному воздействует на окружающий мир. Благотворное воздействие звона основано на том известном факте, что человеческий организм, как чуткий музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. К сожалению, все реже мы слышим пение птиц, журчание ручья и мелодичный звон бубенцов.

Есть бубенец-позвонец в музее «Легенды седого Иртыша». Найден в огороде с.Уват. Передан в музей жительницей нашего села Белкиной Елизаветой Петровной.

Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Белкина Н.В.

 

 

 

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении