Выставка одного предмета

В нашем музее есть уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого. Это патефон.

Вместе с патефоном нам досталась коллекция пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью нашего музея.

 

Место изготовления: г. Молотов. Госзавод министерства сельскомашиностроения СССР

Материал: дерево, металл, пластик, дермантин

Способ производства: промышленное производство

Размеры: высота - 16,5 см; ширина - 29,0 см.; длина - 41,0 см

 

К тому же патефон находится в рабочем состоянии и может воспроизводить пластинки. Изготовлен он был на Госзаводе Министерства сельхозмашиностроения СССР в г.Молотове. Год изготовления неизвестен. Но по внешним характеристикам, скорее всего - середина 20 века.

 

Согласно историческим источникам, люди веками пытались изобретать различные устройства для воспроизведения звука. Вспоминаются шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом! Было немало и других попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без помощи человеческой руки.

По-настоящему взялся за это дело американец Томас Алва Эдисон и в 1877 году создал прибор для механической записи и воспроизведения звука. Это чудо техники назвали фонографом. А чуть позже, в 1888 году, немец Э. Берлинер изобрел граммофон. Два устройства вполне мирно уживались. Фонографы просуществовали вплоть до 30-х годов ХХ века. А граммофон еще и прошел путь эволюции, будучи усовершенствованным получил новое название - патефон. Здесь уже «приложили свою руку» французы. Служащий фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер в 1901 году посчитал, что рупор (большая внешняя труба граммофона) ему мешает и нужно от неё как-то избавиться, но качество звука, если можно говорить о качестве «того» звука, он терять не хотел. Так и родился патефон. «Патэ» от названия известной французской фирмы по производству патефонов и слова «фон», в переводе на русский означает «звук».

Звучание у патефонов было хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество зависело от затупленности иглы. В патефонах использовалась многоразовая сапфировая игла, а в граммофоне стальная, которую приходилось очень часто менять.

В целом патефоны были созданиями хрупкими. В качестве привода применялся пружинный двигатель. Заводить его надо было осторожно, чтобы не разорвать пружину, так как это деталь была большим дефицитом. Одного завода хватало на прослушивание одной пластинки, а это примерно 5 минут. Уровень громкости не регулировался и составлял около 80-100 дб. Патефон в отличии от граммофона относительно компактный, умещался в небольшой чемоданчик.

В России патефоны распространились невероятно быстро. Почти каждый житель страны имел дома такое устройство. В советской действительности патефон стал буквально каким-то культовым явлением. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот - создавало особую теплую атмосферу дружеской компании. В городах и деревнях СССР были популярными танцы под патефон. Как правило, его выставляли на окно, чтобы все собравшиеся во дворе могли потанцевать. Громкости патефона для этого было вполне достаточно.

Большое значение патефон приобрел в военное время. Люди собирались вокруг него, танцевали, слушали знакомые мелодии, он поддерживал дух людей и уверенность в скорой победе. Известны случаи, когда хлеб обменивали на пластинки.

Что же такое «пластинка»? Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида. Они были толстыми, весили почти 0,5 кг, с шероховатыми краями. Вплоть до 1903 года они были односторонними. Еще долго думали, из чего же эти пластинки сделать. Пробовали из воска, целлулоида, металла, шпата и сажи, каучука и даже придумали из шоколада. Что, кстати, очень удобно. Не понравилось - съел!

Более всего на рынке просуществовали пластинки из шеллака. И как всегда, на подмогу пришла сама природа, точнее жучок - лаковый червец, живущий в Индии. Он делает себе скорлупу, выделяя специальную смолу. Она хорошо плавится и при смешивании и остывании с другими веществами становится твердой, но очень эластичной. На одну пластинку необходимо было израсходовать скорлупу 4-х тысяч жучков. В скором времени все же жучков пожалели и перешли на пластмассу. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».

Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Белкина Н.В.

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении