Выставка одного предмета

3592                    

Материал: резина, металл

Размер: 37

Время изготовления: 50 – е годы ХХ века

Сохранность: трещины на поверхности, ржавчина на кнопках

В музее «Легенды седого Иртыша» имеется интересный экспонат из прошлого века – женские галоши, которые надевали поверх туфелек.

В нашем представлении галоши - это некая бесформенная, уродливая обувь, которую надевают на валенки рыбаки или огородники на босу ногу. Но когда-то галоши были принадлежностью гардеробов завзятых модников.

Говорят, галоши появились в Европе во времена завоевания Америки. Колонизаторы увидели, как индейцы опускали ноги в сок каучуковых деревьев. Сок высыхал, и на ногах аборигенов появлялась непромокаемая пленка, в которой очень удобно было ходить по грязи и лужам. Завоеватели прихватили с собой несколько экземпляров необычной обуви и привезли на родину, где она произвела фурор, но широкого распространения не получила в силу отсутствия сырья для производства.

По другой версии, история галош началась во времена древних галлов, которые носили на ногах тонкие кожаные чехлы, предохраняющие от грязи, холода и сырости. И вот однажды некий англичанин по имени Рэдли, увлекавшийся древней историей, узнал про галльскую необычную обувь и решил, что на его дождливой родине такая защита для ботинок просто необходима. Он долго думал, из чего и каким образом сделать такую обувку, и придумал - сшил чехлы из ткани, пропитал их соком каучука и запатентовал свое изобретение. Но эти чехлы имели серьезный недостаток - едва температура отпускалась ниже нуля, как они твердели и ломались. А в жару, наоборот, «таяли» и пачкали все вокруг.

Так или иначе, но галоши в массовом порядке появились только после того, как началось промышленное производство резины - в начале XIX века. Тогда молодой американский изобретатель Чарльз Гудийр изобрел метод «сваривания» каучука с серой, после чего получалась прочная резина. Тут же был налажен выпуск галош, которые не промокали и стойко переносили все капризы непогоды. Новинка сразу приглянулась потребителям - действительно, в галошах можно было смело шагать по лужам, а ноги при этом всегда оставались сухими.

Тут же началась модернизация этой нехитрой обуви. Появились ботики, сделанные из войлока и снизу обшитые резиной. Такая обувка была очень популярна у разных слоев населения. Особенно она нравилась женщинам, и модницы XIX века щеголяли в валенках с галошами.

В России новинка сразу же полюбилась - еще бы, у нас постоянно то слякоть, то мокрый снег, то дождь, то грязь… Но французское слово «галоши» поначалу не очень понравилась россиянам. Известный литератор Шишков предлагал заменить его на «мокроступы» - более русское и соответствующее истине. Его предложение не нашло широкого отклика, и в языке закрепилось название «галоши». Но, что удивительно, в некоторых глухих и далеких от центра российских деревнях, галоши называют именно мокроступами…

В России массовое производство галош началось в 1859 году. Купец из Гамбурга Фердинанд Краузкопф учредил в Петербурге «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий». Фабрика ежедневно выпускала по 1000 пар галош. Секрет создания резины тщательно охранялся компанией. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал «клятву верности» - он обязывался никого не посвящать в секреты фирмы и не открывать технологию приготовления изделий. От рабочих же технические тайны и вовсе скрывались.

В 1888 году на изделиях фабрики появился фабричный знак в виде треугольника. Именно по треугольнику неграмотные крестьяне отличали изделия фабрики Краузкопфа. В начале XX века за всем предприятием закрепилось название «Треугольник». Основными покупателями галош были тогда горожане, а вовсе не крестьяне. Галоши стали частью нарядного костюма, признаком состоятельности (отсюда известная фраза: «При галошах, при часах»). В деревнях тоже вскоре стали покупать себе галоши, но позволить себе это могли только зажиточные крестьяне.

Граф Н.Е. Комаровский писал, что галоши: «чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера».

После революции «Треугольник» некоторое время не работал, чем и была вызвана гневная тирада профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца»: «С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом н и  о д н о г о - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара».

Воров понять тоже можно - из магазинов пропали все галоши, а ходить в чем-то было надо… Но спустя несколько лет фабрика, получившая название «Красный треугольник» вновь начала работать, и долгое время оставалась самым главным производителем галош, сапог и прочих резиновых изделий.

Продукцию «Красного треугольника» рекламировали такие мастера плаката как Маяковский и Родченко. Но и без их призывов галоши разлетались как горячие пирожки…

 

В 50-е годы галошное производство в СССР достигло невиданного размаха - в продаже имелись различные виды этого вида обуви: мужские галоши и женские, детские, под ботинки с каблуком, с ремешком и так далее. Но в 70-е годы мода на галоши постепенно прошла…

 

За время существования галош набралось немало забавных историй, связанных с ними…

После революции, когда галоши совсем исчезли, знаменитый математик, академик Марков написал письмо Ленину, в котором пожаловался на то, что: «лишен возможности участвовать в ученых собраниях, поскольку в Петрограде установилась холодная дождливая погода, а мои единственные галоши украдены, а достать новые совершенно невозможно». Академик попросил главу правительства посодействовать в приобретении новых галош. Ленин распорядился выдать Маркову галоши, но спустя пару дней от академика пришло новое письмо: «Хочу поблагодарить Вас за оказанную мне помощь в приобретении галош. К сожалению, я по-прежнему не в состоянии посещать заседания Академии Наук, поскольку холодная дождливая погода продолжается, а присланные Вами галоши не того размера и на одну ногу». Очевидцы этой истории утверждали, что на следующем заседании Академии Наук Марков предлагал: «полученную мною обувь поместить в Этнографическом музее как образец материальной культуры текущего момента, ради чего я готов ее пожертвовать».

Еще более забавная история случилась с галошами Юрия Андропова. Однажды он, прежде чем сесть в машину, в забывчивости снял галоши и оставил их на обочине. К ним тут же был приставлен часовой, который целый день охранял галоши вождя КПСС!

Сейчас все чаще идут разговоры о том, что следует возродить традицию хождения в галошах. Действительно, стоит признать, что это очень удобная обувь. Нашим гостям, порой, приходится стоять перед мучительным выбором. Или же они ходят по квартире в грязной обуви, оставляя всюду следы, или разуваются и разгуливают в одних носках или нелепых тапках, которые никак не сочетаются с праздничным нарядом. А галоши избавляют от всех этих трудностей - достаточно снять их в прихожей, и вы остаетесь в чистой и нарядной обуви. Эти доводы многим кажутся разумными, и даже появились предприятия, выпускающие элитные экземпляры современных галош…

На Зимней олимпиаде в Солт-Лейк-Сити сборная России была одета в валенки с галошами - современные и стильные… Но на Западе никто не удивился такому эпатажному одеянию. За рубежом галоши из моды особо и не выходили. Для мусульман, к примеру, это очень удобный способ выполнять религиозные требования о том, что при входе в мечеть следует снимать обувь. А во многих европейских обувных магазинах имеется широкий выбор галош, качество и изящный вид которых делает их произведением искусства...

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении