Выставка одного предмета

691

Материал: ткань, нити

Способ изготовления: ручная работа

Размеры: дл. – 77,0 см; ш.плеч – 47,0 см

Время изготовления: годы Великой Отечественной войны; изготовлена ссыльными


Неизвестно, когда на Руси появилась КОСОВОРОТКА (рубашка прямого покроя, с маленьким воротником-стойкой и неглубоким разрезом на пуговицах сбоку ворота), но первые изображения этого элемента одежды относят к XII веку.

На Руси косоворотку носили все: и стар, и млад. В них работали, женились, рожали и отправлялись в последний путь; для детей это и вовсе был единственный предмет гардероба. Первые косоворотки были длинными, ниже колен, с широкими рукавами и шились из тонкой посконной холстины. Впоследствии рубаху укоротили и начали носить с кушаком.

Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково - полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года - первая рубаха из новины. В 12 лет - понёва для девочек и штаны-порты для мальчиков.

По мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, боковой разрез косоворотки выполнялся таким образом для того, чтобы во время работы у крестьян не вываливался нательный крестик.

На Руси мужчины всех сословий носили косоворотки. Их носили навыпуск, не заправляя в брюки. Статус владельца этой одежды подчеркивала лишь ткань и отделка рубашки. Пошив мужских косовороток выглядел крайне просто и незамысловато. Два больших куска полотна сшивались в области плеч с небольшими прямоугольными кусками.
У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был смещён влево, также слева завязывался пояс. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

Нашими предками заложено богатое наследие в символах, которые использовали для вышивки на косоворотке:

  • дубовые листья ― сила и крепкое здоровье;
  • геометрические фигуры ― защита, плодородие, устойчивость;
  • василек ― возрождение, свобода;
  • крест ― огонь;
  • косые линии ― дождь;
  • квадрат ― богатство, засеянное поле.

В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.

Самой нарядной косовороткой была свадебная рубаха. Такую рубаху расшивали сложными узорами. Основной цвет орнамента - красный. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Её надевали на праздники и обряды, по обычаям бережно хранили.

Именно косоворотка явилась основой для возникновения гимнастёрки. Гимнастёрка была впервые введена в Туркестанском военном округе в 1880 году, когда на русскую полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам для гимнастических занятий, прикрепили погоны и разрешили её носить вместе с поясной и плечевой портупеей в строю и вне строя.

Косоворотка была в моде вплоть до конца царской власти, а в послереволюционное время косоворотка была постепенно замещена обычным строгим костюмом.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

 

 

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении